Андроид из пятого «Б»
Рассказ о кружке робототехники в Европейском лицее поселка Пригородный вполне можно принять за начало научно-фантастического романа.
Ребята из пятых - седьмых классов, вооружившись паяльниками, тестерами и ноутбуками, собирают прямо за школьной партой… человекоподобного робота-андроида.
Машина с улыбчивым пластмассовым лицом довольно урчит электромоторчиками, фокусирует на тебе взгляд глаз-видеокамер, кивает головой и шевелит частью руки. При этом компьютерным голосом через динамики пытается еще и вкратце рассказать о себе и своем предназначении - помогать тем ребятам, которых болезнь или инвалидность приковала к кровати…
Печатаем… голову и руку!
А началось все с инициативы Андрея Москвина, чей сын Ян учится в лицее. Именно он вместе с учителем физики Сергеем Мараховским и создал здесь кружок робототехники.
- Это даже не моя была идея, а моего сына! - рассказывает Андрей Москвин. - Он у меня любил мастерить всякие игрушки из конструктора «Лего». Позже смотрю - пытается приделать к машинкам моторчики и блоки дистанционного управления. Я сам по профессии инженер, тоже заинтересовался. Так постепенно наша семейная идея развивалась, техническим творчеством стали увлекаться друзья Яна, одноклассники. А год назад я ему купил 3D-принтер - это такое устройство, которое может печатать из пластмассы разные детали. В компьютерной программе рисуется модель, которая выходит из принтера уже готовым изделием. Именно тогда у Яна и появилась мысль - печатая части головы, рук, туловища, в итоге собрать полноценного робота!
Ребята с небывалым азартом подхватили идею Москвиных, и работа закипела. Штудируя Интернет, техническую литературу, лицеисты набросали чертежи будущего андроида, заказывали для него детали, сами писали программное обеспечение, которое предстоит загрузить в «мозг» машины, ее «искусственный интеллект».
Фантастика? Нет, реальность!
Когда робот будет готов, планируется подключить его к виртуальному дистанционному интерфейсу. Что это означает на практике? Ребенок-инвалид у себя дома надевает очки с мониторами, включает микрофон и наушники, а на руках закрепляет датчики движения. Через Интернет сигнал синхронизируется с «мозгом» - компьютером робота, и таким образом человек как бы оказывается в искусственном «теле» андроида: видит его глазами-камерами, слышит и говорит через его аудиосистему, пластиковыми пальцами может брать разные предметы. Кажется фантастикой? Нет! Это реальные разработки современных оренбургских школьников! Технически проект уже проработан, и в начале следующего года планируются его испытания.
- Конечно, полноценного общения это не заменит, - рассуждает автор идеи Ян Москвин. - Но у ребят, запертых болезнью в четырех стенах комнаты или больничной палаты, появляется хотя бы шанс вырваться оттуда, пусть и таким способом! Можно учиться, можно посещать кружки, играть, например, в шахматы с друзьями. Разве это не здорово?
Хобби для сельской школы
Опыт создания кружка робототехники в Пригородном будет распространяться и на другие сельские школы. Так, например, своим техническим творчеством начали заниматься и ребята из села Благословенка Оренбургского района. Благодаря программе социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть Оренбург» Благословенская средняя школа получила грант на создание собственной мини-лаборатории по робототехнике. А ребята из Европейского лицея провели презентацию, показав свои наработки и предложив совместную работу над новыми интересными проектами.
- Такого восторга я давно не видел, - делится впечатлениями после презентации Андрей Москвин. - Все-таки у нас в области талантливые мальчишки и девчонки растут! Нужно лишь помочь им развить свой талант. Хорошо, что находятся спонсоры, готовые поддержать проекты, все-таки техническое творчество стоит недешево. И конечно, такие вот кружки - это стимул повышать общий уровень преподавания физики, химии, информатики, математики в школах. Ведь если мы хотим научного, инженерного возрождения России, то для этого надо создавать крепкую базу уже со школьной скамьи.
Антон ЦЕПИЛОВ