История / Капелланы дьявола: как уживались в немецких священниках религия и фашизм?

Капелланы дьявола: как уживались в немецких священниках религия и фашизм?

Рассказать об этой теме я решил после недавно завершившихся военных учений в Донгузе.

 Там в расположении командного штаба находится походный музей войск Приволжского военного округа – ныне переформированного в Центральный. Среди множества интереснейших экспонатов внимание привлек один, по-настоящему уникальный. 

Это полевая форма немецкого капеллана - войскового католического священника времен Великой Отечественной войны. По уверениям хозяев выставки, единственный в нашей стране сохранившийся экземпляр…

 

«Убивайте всех! Бог узнает своих…»

Как рассказал главный смотритель музея подполковник запаса Александр Назаренко, история «капелланов дьявола» - священнослужителей в войсках вермахта 1939 - 1945 годов до сих пор остается одной из самых малоизученных. Главный вопрос: как уживалась в этих людях вера в Христа и вера в Гитлера, сострадание и милосердие – с равнодушием к чудовищным преступлениям фашистов?

- Вообще говоря, институт войсковых священников в Германии всегда был достаточно сильным, начиная с времен средневековых рыцарских орденов и заканчивая Первой мировой войной, - рассказывает Назаренко. - Но с приходом нацистов к власти ситуация изменилась. Фюрер и его ближний круг не делали секрета из своего неуважения к христианству, религии, которую они считали не чем иным, как разбавленной формой иудаизма. И тем не менее формально капелланы «окормляли верой» солдат вермахта вплоть до 1945 года. На 21-миллионную германскую армию приходилось 2000 капелланов, из них примерно половина – католики, остальные – протестанты различных течений.

Священники, прежде чем попасть в войска, проходили строжайшее сито отбора в гестапо. Только капеллан с безупречной репутацией допускался к служению. Именно поэтому в первые годы войны «христовы воины» несли идеологию - «все для блага рейха», старательно не замечая тех зверств, что творили немецкие войска на оккупированных территориях. «Все, что ни делается по приказу фюрера, – все то угодно Богу», - говорили они. В этом смысле логика германского военного священства мало чем отличалась от логики легата Папы Римского Иннокентия III. В XIIIвеке, во время осады крепости Монсегюр, солдаты спросили святого отца, как же нам определить, кто в крепости добрый католик, а кто – еретик? Легат тогда ответил: «Убивайте всех! Господь на небе узнает своих…» Капелланы ХХ века хоть и не говорили прямо таких слов, но своим молчанием фактически и не возражали против массовых убийств безоружного населения.

 

Закон Урии

- Есть, правда, один нюанс: длительное время капелланов не пускали в войска СС, - объясняет Александр Назаренко. – А ведь именно эсэсовцы творили самые страшные преступления против мирного населения и пленных.

Солдаты же на передовой, которых окормляли капелланы, воевали с регулярными частями Красной армии и поначалу просто не верили слухам о массовых сжиганиях людей, машинах-«душегубках»-газенвагенах, о страшных опытах врачей над пленными вроде пыток доктора Менгеле.

Ситуация стала меняться к 1944 году, когда изрядно поредевшие ряды эсэсовцев пополнялись уже не только элитными немецкими воинами, прошедшими железную психологическую закалку и обожествлявшими Гитлера. Туда брали и рядовых немцев, и даже иностранцев с оккупированных территорий (вспомним дивизию СС «Галичина», сформированную из украинских добровольцев). Правду скрыть уже было невозможно.

Из сохранившихся записей католического священника, бывшего в Крыму, который исповедывал умирающего солдата: «Ему было приказано присоединиться к расстрельной команде в Севастополе. Парень был полностью сломлен этим опытом. Построить евреев, одежду снять, пред его глазами голые женщины, дети, мужчины, а затем — пулеметы. Ему пришлось самому сидеть за одним из пулеметов. «Святой отец! Я могу сказать, что не попал ни в одного из них. Я всегда стрелял в воздух», – сказал он. Но увиденное - как люди падали на спину, а затем их присыпали землей, а потом следующий ряд, пока противотанковый ров не заполнялся… сорок тысяч человек – это его сломило».

Командование рейха тоже понимало, что дальше оправдывать «верой в непогрешимость фюрера» такие преступления нельзя. И к капелланам стал применяться «закон Урии» (по имени библейского военачальника Урии Хетта, которого царь Давид послал в бой на верную смерть). Священников отправляли в самые опасные котлы, на самые безнадежные участки фронта. В надежде, что никто из тех, кто выслушал сотни и тысячи исповедей умиравших солдат, никогда не расскажет правду о чудовищных преступлениях фашизма.

Задумка Гитлера почти удалась. Из двух тысяч «капелланов дьявола» к концу войны в живых остались немногие. Но даже те редкие материалы, сохранившиеся по этой теме, до сих пор засекречены католической церковью. Видимо, официальный Ватикан пытается перелистнуть и забыть эту не самую приятную страницу своей истории. Истории миллионов людей, убитых с молчаливого согласия тех, кто носит крест и сутану.

Антон ЦЕПИЛОВ

 

Легенда

Наследники святого Мартина

История появления первых военных священников восходит к IVвеку нашей эры. Легенда гласит: однажды будущий святой Мартин Турский, служивший тогда в римской армии, встретил полуголого, замерзающего нищего. Тогда офицер разорвал надвое свой походный плащ – капу – и отдал половину несчастному, тем самым спасая его от верной смерти. Ночью Мартину во сне явился Иисус Христос и сказал, что в образе нищего был он. Вскоре после этого будущий святой сложил свой меч, сказав, что настоящий христианин выходит к противнику с крестом. Мартин впоследствии стал епископом города Тура и причислен к лику святых. А полковых священников с тех пор стали называть капелланами, то есть «хранителями капы».

Сегодня, согласно Женевской конвенции 1949 года, священнослужители не имеют права брать в руки оружие, не считаются комбатантами (то есть непосредственными участниками военных действий) и сохраняют свой статус даже в случае попадания в плен: капелланам должно быть предоставлено право продолжать свое служение среди пленных.

В современной Российской армии институт капелланства только возрождается. Сегодня здесь служат около 80 штатных священников, но предполагается увеличить их число до 250 - 300. При этом батюшка назначается помощником командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими, с ним заключают трудовой договор. В соответствии с договором на священнослужителя возлагаются определенные должностные обязанности. И по служебным вопросам он подчиняется командиру воинской части, по духовным же - непосредственно старшему архиерею.

Илья КОСТИН

 

«По требованию российского законодательства, комментарии проходят модерацию. Мы удаляем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.Также в комментариях мы не публикуем чужие авторские тексты»

актуально

Коррупция

Осудили, как помиловали

Приговор высокопоставленному борцу с коррупцией за тяжкое коррупционное преступление оказался таким милостливым, словно он мешок картошки в пионерском лагере стырил...

Вера

Монахини нашли у нас малую Антарктиду

Мощи преподобного Серафима Саровского уже не в первый раз привезли в Оренбург из Нижегородской области монахини Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Прямая линия

На пенсию досрочно

На прямой линии с читателями «ЮУ» была управляющая региональным отделением Пенсионного фонда России Надежда ПЕТРОВА.

Память

Родственников фронтовика ищут по письмам

Вологодская писательница Антонина Бац просит жителей Бугуруслана и Бугурусланского района помочь собрать сведения о нашем земляке — Александре Владимировиче Бочкареве.

Дежурный по области

Согрейте воду!

Где живут птицы зимой, как в городе находят укрытие? Почему отменили вечерние выпуски новостей на «Радио России Оренбург»? когда к жителям трехэтажного дома придет горячая вода? Почему онкобольные не могут получить выписанные им лекарства? Эти вопросы волновали дозвонившихся на телефон дежурного по области.