Железный конь с пробегом

Ценники на новые автомобили бьют рекорды, и все чаще оренбуржцы обращают свой взор в сторону вторичного авторынка. Какие модели сейчас пользуются популярностью и каков прогноз на нынешний год?
Константин ЛАЗАРЕВ
Цены оттают
Покупка и продажа подержанных авто из стихийного обмена телефонами и жаркой торговли на барахолке в Оренбурге давно стала отлаженным бизнесом. Даже крупные дилеры не гнушаются зарабатывать на перепродажах бэушек, постепенно набирает популярность и трейд-ин - это когда клиент приезжает на старой машине, сдает ее и, доплатив, уезжает на новой. После почти годового затишья банки вновь предлагают кредиты под автомобили с пробегом.
Правда, пока сами эксперты оценивают активность на вторичном рынке как довольно низкую. Но тут во многом виноват сезонный фактор: купля-продажа б/у машин гораздо сильнее зависит от времени года, нежели реализация новых. К весне активность усилится минимум вдвое.
Если говорить о самом рынке, то прямых продавцов подержанных авто на нем порядка 70 процентов. Остальные 30 - «перекупы», хотя нередко они и маскируются под честных владельцев. Практически все машины из других регионов на оренбургском рынке пригнаны как раз перекупщиками. Их навар - минимум 10 процентов с тачки.
Сама торговля все больше перетекает в «виртуал» - это всевозможные сайты (а также порталы, электронные газеты, журналы. – Прим авт.), где можно договориться о встрече, цене практически в любое время. Кстати, если вы задумали продать машину, то учтите: с 25 февраля популярнейший портал объявлений «Авито» берет деньги за публикацию автообъявлений.
Другой вариант – воспользоваться площадками реальных продаж, например в «Автограде» на улице Шоссейной. Частники выставляются по выходным, цена «за постоять» – 300 рублей в субботу, 150 – в воскресенье.
Что покупается и продается?
Что касается структуры рынка, то в Оренбурге самые ходовые авто - секонд-хенд стоимостью от 70 до 160 тысяч рублей. Кризис серьезно урезал аппетиты: еще два года назад самыми популярными были машины ценой до 220 тысяч.
Бесспорный лидер б/у рынка – отечественные «Лады», на них приходится 65 процентов продаж. На втором месте – иномарки класса «В», их численно продается примерно 25 процентов. Правда, эксперты отмечают: сегодня среди импортного секонд-хенда очень много «уставших» машин. Резко подорожавшие из-за курса доллара привозные запчасти вынуждают владельцев стареньких «Шкод», «Рено» и «Фордов» спихивать железных коней с рук вместо ремонта. Шутка ли, фирменная рулевая рейка на FordFocus-2, к примеру, стоит уже более 70 тысяч рублей! Куда проще избавиться от машины, и пусть голова о стучащем, как отбойный молоток Стаханова, руле, болит уже у нового хозяина!
Около 10 процентов продаж приходится на бизнес-сегмент, и королем тут, бесспорно, продолжает оставаться Volkswagen Passat. Пятилетнюю машину в Оренбурге можно купить за 500 - 550 тысяч рублей, правда, таких предложений немного.
Довольно популярны пяти-шестилетние «Тойоты» и «Хонды». Но тут нужно учитывать нюансы: запчасти на «Хонды» - одни из самых дорогих в своем сегменте, содержать эту машину довольно дорого. А надежные «Тойоты» в хорошем состоянии никто не будет отдавать за бесценок. Если увидели Camry 2011 - 2012 года за 470 - 500 тысяч рублей, знайте – это наверняка зашпаклеванное «битье».
А вот из неликвидных машин, которые труднее всего продать, в этом году пальму первенства займет, как ни странно, классика «АвтоВАЗа», «Волга», «Ока». Эти машины явно выходят из моды и не нужны даже за маленькие деньги. Хотя, например, еще два года назад запросто можно было продать, к примеру, ВАЗ-21074 за 120 тысяч рублей. Сейчас не дадут и 75 тысяч.
О трендах и прогнозах
В этом году, вероятно, тенденция выбора и предпочтений авто сохранится на нынешнем уровне: 65 процентов останется за «Ладой», 25 – за иномарками до 500 тысяч рублей и 10 процентов - за дорогими авто. Вопрос лишь в количестве продаж. Но все это будет зависеть от общеэкономической ситуации в регионе и в стране в целом.
- Из личного опыта скажу: продавать авто с пробегом в кризис довольно сложно, - рассказывает частный автодилер Илья Авраменко. - Был только один случай, когда сделка прошла быстро, буквально за неделю. Сегодня все гораздо сложнее, средний срок продажи ликвидной машины, то есть недорогой иномарки или «Лады», где-то полтора месяца и даже чуть больше. На том же «Автограде», если примерно посчитать, то на 10 продавцов реально приходится 4 - 5 покупателей. Хотя три года назад ситуация была обратной. И лично я считаю, что никакого оживления автомобильного рынка, как надеются некоторые эксперты, в 2016-м не будет.
На «первичке» следует ожидать дальнейшего падения продаж, поскольку цены неизбежно будут расти, а зарплаты, как минимум, не увеличатся.
А вот другой наш эксперт, тоже автодилер, Константин Попов, наоборот, считает, что вторичный рынок в среднем по году вырастет.
- Одно точно – спрос есть, а при удерживании имеющихся темпов он вырастет еще процентов на 15. Чем больше падает рубль, тем выгоднее покупать машины с пробегом!
Так что если вы задумали приобрести подержанного стального коня, лучше это сделать именно сейчас. Весной, конечно, выбор будет побольше, но и цены точно подскочат. Не прогадайте!