Право / Пост сдал – пост принял

Пост сдал – пост принял

В Оренбуржье возвращаются стационарные пункты дежурства ГИБДД

Недаром говорят: все новое – хорошо забытое старое. Эта фраза как нельзя более подходит к недавнему заседанию правительства Оренбургской области, посвященному дорожной безопасности. Главным его итогом стало окончательное решение вернуть после почти пятилетнего забвения в Оренбуржье стационарные посты ДПС.

 

Наследие Великой Отечественной

 

Всем водителям старой закалки хорошо известны суровые железобетонные будки с надписью: «ГАИ». Их устанавливали на трассах, обычно на выезде из городов, и непременно с правой стороны. Такие стационарные посты (СП) в нашей стране – наследие Великой Отечественной войны, в западных регионах они стали появляться еще в середине 40-х годов прошлого столетия. Там круглосуточно дежурили 3 – 4 инспектора, и первоначально задачи СП тоже были полувоенного типа: они обеспечивали блокировку городов при введении чрезвычайного положения и планов типа «Перехват». На правой части дорог их ставили с умыслом, чтобы не дать преступнику или шпиону на угнанной машине вырваться из города и затеряться на просторах страны. Много позже, уже в конце 70-х, когда в стране значительно вырос парк частных авто, на стационарные посты возложили и задачи по контролю за безопасностью дорожного движения.

Проработав более 60 лет, посты ДПС были упразднены в рамках реформирования системы МВД, которую начал тогдашний Президент РФ Дмитрий Медведев в 2009 году. Установка была вполне разумная: смысл содержать СП, если водители прекрасно знают, где они располагаются, и уж точно постараются проехать мимо без всяких нарушений. Кроме того, статистика коррупционных дел показывала, что 70 процентов случаев вымогания взяток сотрудниками ДПС происходило именно на стационарных постах. Поэтому было решено «осиные гнезда мздоимства» прикрыть, а взамен сформировать мобильные экипажи, которые курсировали бы по трассам и ловили нарушителей.

 Впрочем, была и еще одна причина для закрытия СП ДПС – деньги: содержание одного крупного поста обходилось бюджету в сумму до 6 – 7 миллионов рублей в год. Если вспомнить, что на 2009-й пришелся основной удар первого кризиса, то понятно, что на стационарку тогда просто не нашлось средств.

 

Упраздняли – веселились, посчитали – прослезились

 

Посты закрывали не одномоментно: в Оренбуржье, например, последний из них перестал работать в начале 2013 года. Кстати, всего их в области некогда было 11. И сразу после окончательной ликвидации СП тут же возникла дискуссия о необходимости их возврата. Аргументы за были не менее убедительны, чем аргументы против: как-никак мы приграничная область, по оренбургским трассам каждый день идут десятки тысяч фур. В свете нынешней террористической угрозы совершенно не лишним был бы возврат к прежней системе дорожного контроля. Кстати, резко против ликвидации СП ДПС выступал и губернатор Оренбуржья Юрий Берг.

В апреле этого года у нас в области прошло большое совещание с участием заместителя начальника главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Петра Бугаева. Он одобрил губернаторскую стратегию по возвращению стационарного дежурства на трассы области. И вот теперь схема возврата оформлена окончательно.

 

Универсальные дежурные

 

Как рассказал вице-губернатор – заместитель председателя правительства Оренбургской области Дмитрий Кулагин, в ближайшие месяцы заработают шесть постов ДПС. Причем два из них, которые будут располагаться близ поворота с Самарской трассы на Тоцкое и на Орской трассе возле села Краснощекова, станут универсальными. Там не только круглосуточное дежурство будут нести наряды ДПС, но и расположатся пункт экстренной медицинской помощи, снегоуборочная и другая дорожно-спасательная техника МЧС, гостиница и пункт питания для водителей и пассажиров транзитного транспорта на случай перекрытия трасс зимой из-за непогоды.

Остальные четыре поста будут обычными, с той лишь только разницей, что на них увеличится число камер слежения и в будущем не исключается строительство спецплощадки для запусков дронов воздушного наблюдения за автопотоком. Эти СП восстановят на трассах, ведущих в Оренбург со стороны Орска, Беляевки, Соль-Илецка и Самары.

Открытыми, правда, остаются два вопроса. Первый – это цена восстановления и обслуживания будущих постов. Сами их здания за три года запустения заметно обветшали и потребуют модернизации. Расходы по ремонту лягут на областной бюджет, а он и так сверстан на этот год с большим скрипом. Впрочем, Дмитрий Кулагин уверен, что деньги в казне найти удастся – все-таки задачи безопасности всегда в приоритете.

Второй вопрос касается персонала дежурных: в областной ГИБДД «ЮУ» рассказали, что не планируют расширять штат инспекторов специально для работы на новых-старых СП. Если учесть, что для круглосуточного несения службы на одном посту нужно минимум 6 человек с учетом пересменок, то получается, что из сводного батальона ДПС 35 – 40 сотрудников (или около 15 процентов личного оперативного состава) будут отвлечены на эту работу. Хватит ли оставшихся сил для того, чтобы следить за порядком на дорогах и вовремя оформлять ДТП в городах и на трассах области?

Этот вопрос пока, увы, остается без ответа.

 

Комментарий

Безопасность - в приоритете

Сергей ГРАЧЕВ, председатель Законодательного собрания Оренбургской области:

– Восстановление стационарных постов ГИБДД на фоне возросшей угрозы терактов актуально для приграничных регионов, так как повышает уровень контроля по перемещению транспорта, грузов, людей. Поэтому я считаю, что Министерство внутренних дел РФ могло бы пойти навстречу региональной власти в решении этого вопроса – восстановить стационарные посты в приграничных субъектах Федерации, в том числе и в Оренбургской области, имеющей самую протяженную сухопутную границу с Республикой Казахстан.

Инспектор должен быть мобильным

Виктор ТРАВИН, президент коллегии правовой защиты автовладельцев:

– Кому вообще нужен стационарный пост? Это было такое специальное место, где давали и брали взятки. Все–таки, когда речь идет о крупной сумме, в автомобиле это делать не совсем удобно, а в кабинете закрылся – и пожалуйста. Как показывает судебная практика, большинство преступных групп из числа полицейских сформировалось также именно на постах ДПС. Инспектора должны быть мобильны, должны постоянно перемещаться по городу. В этом есть смысл, но зачем им день за днем торчать на одном месте? Нигде в мире подобных постов нет, европейцы всегда удивляются, когда их видят.

«По требованию российского законодательства, комментарии проходят модерацию. Мы удаляем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.Также в комментариях мы не публикуем чужие авторские тексты»

актуально

Финансы

Откровенно о финансах

На прямой линии с читателями «Южного Урала» общался управляющий отделением по Оренбургской области Банка России Александр СТАХНЮК.