возвращаясь к напечатанному / Бренд Оренбуржья - сердце Евразии. Как уважать себя заставить?

Бренд Оренбуржья - сердце Евразии. Как уважать себя заставить?

В 2010-м Владимир Жириновский предложил «обнаглевшую и зажиревшую» Москву превратить в торговую столицу России, а политическую перенести, например, в Оренбург. Четыре года спустя губернатор Юрий Берг на встрече с Владимиром Путиным озвучил идею сделать наш областной центр столицей Евразийского экономического союза. Столицей России стать, понятно, в обозримом будущем никто нам не даст, но на бренд «Оренбуржье - сердце Евразии» даже разговоры о том неплохо бы сработали.

Дед Мороз необязателен

 

Английское «бренд» означает не только логотип или слоган, а весь комплекс представлений, ассоциаций, эмоций. Надкушенное яблоко Apple или три полоски Adidas для нас не просто картинки - они тесно связаны в сознании потребителя с фирменной продукцией и ее качественными характеристиками.

В последнее время в России все большее развитие получает такое явление, как брендинг городов и регионов. В зависимости от возможностей бюджетов местные власти проводят конкурсы среди всех желающих или нанимают крупные агентства, лишь бы получить собственный бренд, который выделил бы территорию на огромной карте нашего Отечества, привлек туристов, частные инвестиции и федеральные деньги.

Можно аплодировать людям, придумавшим, например, что Великий Устюг - родина Деда Мороза. Но, с другой стороны, немало в стране таких городов и регионов, для которых сказки сочинять не нужно, и без того при произнесении названия память услужливо выдает одну или даже несколько ассоциаций. Оренбург в восприятии жителей других территорий - это в первую очередь пуховый платок. Прекрасный, нежный, теплый образ. Спасибо за него и природным условиям, коими определены уникальные свойства пуха оренбургских коз, и мастерицам-вязальщицам, и, конечно же, авторам песни и Людмиле Зыкиной.

 

Богатым тоже надо думать

 

Да, обидно, когда где-нибудь в Красноярске или Рязани только с платком твой регион ассоциируется. Под рубрикой «Бренд Оренбуржья» «Южный Урал» в нынешнем году рассказал уже о некоторых воистину уникальных богатствах и достопримечательностях нашего края - не только о пухе и платке, но и о твердой пшенице, Каргалинских рудниках. Что-то могло бы заинтересовать инвесторов, что-то - еще и туристов привлечь. Но... Постоянно приходится констатировать: к богатствам этим мы относимся, мягко скажем, расточительно. Не преумножаем, не развиваем, не используем.

На днях на совете союза «Торгово-промышленная палата Оренбургской области» довелось услышать: мол, платками туристов не заманишь: потребуется человеку ажурная паутинка или шаль, он ее или в своем городе в магазине купит (хотя есть риск приобрести подделку), или через Интернет закажет. Только почему все сводится к продажам? Разве наши предприниматели ничего другого придумать не в состоянии?

Как вариант - хотя бы и в Беляевском районе (он недалеко от Оренбурга, там сохранился козоводческий СПК «Донской», и места есть очень красивые) выбрать одну или две деревни для сельского туризма. Чтобы гости приезжали туда, кто просто посмотреть на работу пуховязальщиц, кто поучиться, а кто и создать настоящий платок своими руками. Если местные жители еще подпустят гостей коровку подоить, будут кормить натуральной деревенской пищей, укладывать спать на печи или сеновале и катать на лошадях, думаю, многим горожанам такой отдых по вкусу придется.

Да что платки? Я тут чуть не зазвала подругу из Комсомольска-на-Амуре у нас отпуск провести. Она спрашивала, правда ли, будто оренбургские паутинки до сих пор кто-то вяжет, а я ей еще про Соль-Илецк рассказала - про озеро Развал и арбузы. Подруга подхватилась: «Жди, лечу!» Опомнилась, когда посмотрела, в какую копеечку дорога выльется.

 

Формула стандарта

 

Вместе с другими российскими регионами, которым не так повезло на уникальные промыслы и объекты, Оренбургская область ищет еще и словесную форму для показа своей неповторимости и привлекательности. Огромный плакат на позорящем областной центр недострое на площади Ленина сообщает, что у нас «степная столица». Область какое-то время позиционировали как «окно» и «врата» в Азию. В 2015-м формулировка сменилась: региональное правительство зарегистрировало словесный товарный знак «Оренбуржье - сердце Евразии».

Заложенное в слогане содержание понятно: географическое расположение региона сразу на двух континентах, приграничный статус области, ее многонациональность... Положа руку на сердце, ни по какому из этих признаков Оренбуржье не является единственным и неповторимым. Знаки «Европа - Азия» встречаются по всему Уралу. Приграничных территорий вообще много. Мы можем по праву гордиться этнокультурным многообразием, тем, что в мире и согласии проживают у нас представители более ста национальностей и разных вероисповеданий, однако опять же есть и другие подобные регионы.

И уж совсем стандартно использование образа сердца. С 1970-х сердечко красуется в логотипе Нью-Йорка «I (love) NY», потом и в России стали появляться аналоги этого рисунка, только уже с названиями наших городов. А наберите в поисковике Интернета «Сердце Евразии» - что первым выскочит? Уфа. Поскольку там недавно прошел международный фестиваль искусств как раз под этим названием. Более того, именно так позиционируется нынешняя столица Казахстана: в подписанном президентом Назарбаевым еще в 2014 году указе перечислены культурно-туристские кластеры республики, и в том числе «Астана - сердце Евразии».

 

Может, согласовать с ООН?

 

На совете союза «Торгово-промышленная палата Оренбургской области», о котором упомянула выше, представители науки, бизнеса и власти обсуждали, как позиционировать наш регион в соответствии с зарегистрированным слоганом, чем подкрепить красивую фразу.

- Как врач могу назвать и другие полезные органы, однако сами себя мы вправе считать сердцем, - говорил президент научно-производственной фирмы «Экобиос» Марк Цимберг. - Но кто-то в правительстве, Госдуме или Совете Федерации должен принять решение, определить субъект или несколько, которые бы и с точки зрения федеральных органов были этим сердцем. Или спросить разрешение в ООН, ЮНЕСКО, с ними согласовать позиционирование Оренбургской области как сердца Евразии.

- В коллективах бывает человек - душа компании. Его что, кто-то назначает? Волевым решением никого не сделаешь ни душой, ни сердцем. Такой статус делами, поведением подтверждается, - парировал председатель совета союза «ТПП Оренбургской области» Виктор Сытежев.

Сейчас крупные экономические форумы, серьезные деловые встречи проходят в регионе под «сердечным» слоганом. И наши культурные мероприятия не только российского, но даже международного уровня известны: это и джаз-фестиваль «Евразия», и кинофестиваль «Восток & Запад», и театральный «Гостиный двор»…

Однако нередко мероприятия называются международными лишь по причине участия в них представителей Казахстана. Ну еще белорусы в последнее время к нам заглядывают, из республик Средней Азии гости наведываются. А в Португалии или Сингапуре знают, какие форумы, фестивали и прочее в «сердце» материка проводятся? Жители Нидерландов или Камбоджи вообще в курсе, где оно находится?

Самой активной и творческой частью общества по определению является молодежь. Наши ребята много общаются со сверстниками из-за рубежа, и на намеченный на сентябрь международный молодежный форум «Евразия» в качестве потенциальных участников зарегистрировались представители уже десятков государств. В ОГУ, аграрном и медицинском университетах получают высшее образование ребята и из Азии, и из Африки, причем количество иностранных студентов растет. Но если сравнивать с ведущими университетскими центрами России – так ли уж много у нас заграничных учащихся?

 

Реклама Родины – дело каждого

 

Члены Совета «ТПП» рекомендовали средним и высшим учебным заведениям включать тему превращения Оренбуржья в евразийский центр в сочинения, курсовые и дипломные работы. Рекламным компаниям, владельцам средств транспорта также предложено активнее использовать слоган. Говорилось о необходимости создавать у нас неправительственные организации различной направленности. Не забыли участники обсуждения и про освещение проводимой работы через средства массовой информации.

Хотя, на мой взгляд, необходимо уже евразийское СМИ - интернет-портал, где представители всех государств материка выкладывали бы значимую информацию и о своих территориях, и о каких-то интересных явлениях, событиях. Где проводились бы обсуждения насущных политических, экономических, культурных и иных вопросов. При условии создания такого СМИ оренбуржцами это был бы очень серьезный шаг на пути превращения региона в настоящее евразийское сердце.

Самая же главная и сложная на сегодня задача - вовлечь в создание положительного образа области самые широкие слои населения. Безусловно, нужно серьезно улучшать условия жизни в Оренбуржье, но одновременно - и всячески его рекламировать. В социальных сетях, при простом человеческом общении, с различных трибун рассказывать, что мы «сердце», что у нас есть козы, платки, половина российского поля твердой пшеницы, уникальные медные рудники, что Соль-Илецк - арбузная столица... Это как с российским патриотизмом: сами у себя мы можем сколько угодно говорить о существующих недостатках и бороться с ними, но своей Родиной мы гордимся, желаем ей лучшего. Потому ради собственной лучшей жизни вынудим всех остальных с нами считаться и нас уважать.

 

 

 

В ТЕМУ

Назвался столицей - соответствуй

Примеров удачных новых брендов по России не слишком много. Вот Сочи как столица Олимпиады 2014 года - настоящий бренд, притом мощно раскрученный: если прежде этот город привлекал толпы отдыхающих главным образом морем и пляжами, то теперь - еще и спортивными сооружениями. Казань в 2009-м зарегистрировала в Роспатенте товарный знак «Третья столица России» - просто потому, что подала соответствующую заявку на несколько дней раньше конкурентов. Нижний Новгород тогда обиделся, но ему пришлось довольствоваться званием «Столица Поволжья». А Казань, если судить даже по количеству проходящих в ней культурных и спортивных мероприятий международного уровня, действительно старается соответствовать полученному высокому статусу. Из неудачных примеров - затея сделать логотипом Перми букву «П». Увидишь ее и попробуй догадайся, о каком городе или вообще о чем идет речь!

«По требованию российского законодательства, комментарии проходят модерацию. Мы удаляем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.Также в комментариях мы не публикуем чужие авторские тексты»

актуально

Дежурный по области

Эй, вы там, наверху!

Кто имеет право претендовать на ежемесячные выплаты из средств материнского капитала? Стоит ли ждать роста цен на лекарства? Можно ли прописаться в квартире через портал «Госуслуги»? Как повлиять на шумных соседей сверху? Эти вопросы волновали оренбуржцев, дозвонившихся на телефон дежурного по области в минувший вторник.

Трагедия

По следам трагедии. Роковой Новый год: семь смертей от угарного газа

Семь человек погибли в новогоднюю ночь в одном из частных домов села Скворцовка Курманаевского района. Три парня в возрасте 25 лет, 42-летняя женщина и три ее дочери: девушка-подросток, которой в апреле исполнилось бы шестнадцать, и две малышки – шести и пяти лет, одна из которых слепая с рождения.

Персона

Демократия - последняя в списке ценностей

Начало нового года совпало со стартом важнейшей для страны избирательной кампании. И хотя список кандидатов в президенты теоретически еще может измениться, ключевые фигуры уже известны. Как и вероятный победитель.

Персона

Некоторые кандидаты надеются на чудо

Окончательный список кандидатов в президенты будет утвержден 10 февраля. На место в нем претендует и самовыдвиженец из Оренбуржья. Эту новость активно обсуждали на прошлой неделе. С нее же начался наш разговор с председателем облизбиркома Александром НАЛЬВАДОВЫМ: ему только что принесли коллективное обращение по поводу местного претендента на выдвижение в президенты. Оказывается, в Сакмарском районном суде рассматривается уголовное дело: горе-политика обвиняют в том, что он сломал палец пожилой женщине на собрании садоводов…

Семь дней

Потягаться с Путиным

Первая в этом году рабочая неделя после долгих праздничных каникул оказалась богатой разве что на события, связанные с предстоящими выборами (ровно через два месяца) Президента России.

Конкурс

Не упусти свои миллионы!

В области начался прием заявок от начинающих фермеров, глав семейных животноводческих ферм и сельскохозяйственных потребительских кооперативов для участия в конкурсе на получение грантов.

Власть

Двоих президент взял на заметку

Вице-губернатор Дмитрий Кулагин и министр финансов региона Татьяна Мошкова вошли в резерв управленческих кадров, который курирует Президент Российской Федерации.

Жилье

Долевое строительство без риска

В январе этого года вступил в силу региональный Закон «О защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов, расположенных на территории Оренбургской области».

Закон и порядок

Гараж исчез в металлоломе

30-летний житель Новотроицка похитил гараж у 64-летнего пенсионера и укатил его в скупку лома.

Происшествие

Замороженное детство

Жительница Сорочинского городского округа оставила двух своих малолетних детей без присмотра. А вернувшись, обнаружила младшую дочь замерзшей во дворе дома...