Образование / В центре дискуссий - концепция географического образования

В центре дискуссий - концепция географического образования

Актуальной тенденцией нашего времени является разработка концептуальных подходов к изучению различных школьных предметов. Уже утверждены концепции по русскому языку, литературе, отечественной истории, математике. Началось обсуждение проекта концепции географического образования.

Ольга Дашковская

Актуальной тенденцией нашего времени является разработка концептуальных подходов к изучению различных школьных предметов. Уже утверждены концепции по русскому языку, литературе, отечественной истории, математике. Началось обсуждение проекта концепции географического образования.

Межведомственной рабочей группой под эгидой Русского географического общества и Министерства образования и науки РФ разработан проект «Концепция развития географического образования в Российской Федерации» (далее Концепция). Он представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития школьного географического образования и просвещения.

По мнению авторов проекта документа, современная система географического образования не отвечает запросам времени и требует существенной коррекции. В проекте концепции представлены предложения по разработке нового стандарта школьного географического образования и требований к структуре учебно-методического комплекса; даны рекомендации по проведению конкурса и созданию новых линий учебников по географии, организации курсов повышения квалификации учителей.

18 июля 2016 г. в РАО прошел экспертный семинар «География», на котором обсуждался проект концепции развития географического образования в Российской Федерации.

Группа экспертов, участников семинара, состоящая из методистов, учителей, преподавателей вузов, активно включилась в процесс обсуждения документа. В дискуссии приняли участие и авторы учебников и учебных пособий по географии, выпускаемых объединенной издательской группой «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ».

По итогам работы семинара был сделан вывод о том, что представленный проект нуждается в серьезной доработке. В чем состоит суть замечаний и предложений экспертов?

 

Документ не соответствует жанру

Прежде всего, никто не подвергает сомнению значение такого документа, как концепция. «Это очень важный, нужный и ответственный документ. В его основе — глубокий анализ, рефлексия, прогноз, проект основных направлений развития в будущем», — убежден академик РАО и главный редактор журнала «География в школе» Михаил Рыжаков.

В то же время эксперты отмечают, что данная концепция не соответствует заявленному жанру.

Заместитель декана географического факультета по научно-исследовательской работе Пермского государственного национального исследовательского университета Мария Иванова и ее коллеги из вуза утверждают, что «материал, представленный к обсуждению на сайте Русского географического общества, назвать «Концепцией развития географического образования в Российской Федерации» можно с большой степенью условности». Причина в том, что он не согласован с действующими нормативными документами; не обладает четкой структурой; не имеет практического выхода, исходя из предполагаемых результатов.

Иными словами, представленный проект не отвечает требованиям, которые предъявляются к жанру концепции.

 

Хождение по кругу

Специалисты критикуют авторов представленного проекта за то, что при разработке документа они не учли опыт создателей предшествующих документов, таких, например, как «Концепция содержания географического образования в 12-летней школе» 2000 года. Главным достоинством концепции 2000 г. доцент Московского педагогического государственного университета Елена Беловолова считает то, что ее разработчики  рассматривали  школьную географию как предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное, социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей.

Однако авторы проекта концепции развития географического образования в Российской Федерации проигнорировали наработки своих предшественников и начали писать с чистого листа. «Без серьезного анализа, сделанного до вас в интересующей вас сфере, ничего путного получиться не может. И вы будете обречены повторять уже давно известное, ходить по кругу, что и демонстрирует обсуждаемый текст проекта», — констатирует М. Рыжаков.

 

Утопические предложения

Авторы проекта концепции указывают на то, что «система географического образования и просвещения, складывавшаяся в России на протяжении многих лет, в настоящее время находится в состоянии деградации, что проявляется, в частности, в постоянном уменьшении количества часов, выделяемых на преподавание географии в основной и старшей школе». М. Рыжаков считает, что «уменьшение часов на географию свидетельствует прежде всего о том, что школьные администрации не видят большой пользы от изучения этой дисциплины. Положение усугубляется ещё и тем, что у географии появились конкуренты в лице таких предметов, как обществознание, ОБЖ, экономика, экология, в рамках которых изучается много тем, представленных и в курсе географии».

По мнению экспертов, основные направления реализации концепции, предложенные авторами, носят чисто механический и административный характер. Это сохранение количества часов по предмету география в объеме 2 часов в неделю в каждом классе (с 6-го по 9-й классы); введение курса «География родного края» для 8 – 9-х классов по 1 часу в неделю в каждом классе; включение географии как обязательного учебного предмета  на базовом и углубленном уровнях во всех профилях старшей школы и др. М. Рыжаков отмечает, что авторы документа забывают о том, что «в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и ФГОС содержание образования (учебный план, учебные программы, методические рекомендации и т. д.) определяется участниками образовательного процесса самостоятельно».

Некоторые предложения авторов проекта концепции доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и естественных наук, и.о. декана естественно-географического факультета Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета Надежда Романова называет утопическими. И это прежде всего введение обязательных ОГЭ и ЕГЭ по географии. По ее мнению, это невозможно реализовать, поскольку в таком случае придется вводить обязательные экзамены и по другим школьным предметам. «Многие возразят: советские школьники сдавали 7 — 9 обязательных экзаменов по разным предметам и справлялись в среднем более чем на «удовлетворительно». Сейчас на вряд ли общество пойдет на такой шаг», — отмечает Н. Романова.

 

Вместо косметических мер — кардинальные решения

Эксперты убеждены: идти надо другим путем. Необходимо менять структуру и содержание школьного курса географии, а не  ограничиваться лишь косметическими, «в масштабах предмета», мерами.

«Авторы даже не задаются вопросами: а нужны ли те курсы, что есть в школьной программе сейчас? — констатирует М. Рыжаков. — Отвечают ли они потребностямсовременного общества? В правильной ли последовательности они изучаются, или их надо заменить другими? А ведь существующая ныне структура курса географии была создана более полувека назад. Мне представляется, что она давно устарела». Доцент кафедры методики преподавания географии, заместитель декана географического факультета по учебно-методической работе Московского педагогического государственного университета Александр Летягин отмечает, что необходимо обсудить вопрос изменения структуры географических курсов в основной школе. Думается, что оптимальным вариантом такой структуры может быть следующая последовательность курсов: 5 – 6-й классы – «Начальный курс географии», 7 – 8-й классы – «География своего края» и «География России», 9-й класс – «География мира».

Свое видение структуры школьного курса географии - у доцента кафедры естественнонаучного и математического образования Липецкого областного «ИРО» Татьяны Стрельниковой. Она предлагает в 5-м классе изучать пропедевтический курс «История географических открытий», в содержание курса 6-го класса немного увеличить объем учебного материала по астрономии, которую перестали изучать отдельным курсом в 11-м классе. По мнению Т. Стрельниковой, важно сохранить по 2 часа в неделю с 6-го по 9-й классы и ввести обязательных 2 часа в неделю в 10 - 11-х классах.

Но не количество часов — главный фактор успешного изучения предмета, а изменение вектора преподавания — с ретрансляции и воспроизведения знаний к осмыслению разнообразных географических явлений.

«Современное географическое образование в школе нацеливает учеников на механическое запоминание очень многих элементов. Безусловно, знание географической номенклатуры и понятий в определенных пределах необходимо, но все образование необходимо строить не на принципе запоминания - воспроизведения, а на принципе логического мышления, деятельностного, практико-ориентированного подхода, на принципе увязывания тех или иных географических объектов с теми или иными проблемами или явлениями», — размышляет Т. Стрельникова.

 

Пути модернизации

Александр Летягин предлагает следующие пути модернизации школьного географического образования: 1) интеграция знаний о природе, существовании человека в определённых природных условиях и деятельности человека; 2) устранение устаревшего учебного материала и включение в содержание географических курсов и учебную деятельность современных знаний с  использованием новейших источников географической информации (данные дистанционного зондирования Земли, системы глобального позиционирования, цифровые и лазерные приборы и инструменты); 3) увеличение количества практических работ, в том числе и на местности.

Т. Стрельникова считает, что необходимо заинтересовать учащихся в получении географических знаний, а для этого существует много  методик.

Во-первых, очень важно наглядно показать детям мир на уроках географии  (фильмы, видеосюжеты, аудиозаписи).

Во-вторых, учебник должен быть не просто книгой для чтения, а представлять собой пособие для самостоятельной работы, размышления, формирования общеучебных и специальных умений и навыков.

В-третьих, необходимо усилить краеведческий подход в изучении географии - максимум внимания к своему краю (начиная от непосредственного окружения школы и кончая территорией своей области (региона).

В-четвертых, экологизация курсов географии на основе воспитания любви и бережного отношения к Земле как к дому, где мы живем. Основной принцип: мыслить глобально, действовать локально.

В-пятых, использовать дифференцированный подход в обучении. Это четкое разделение географического содержания по уровням: для ознакомления, базовый уровень, углубленное изучение. Кроме того, в учебный процесс необходимо включить специализированные и профильные курсы, блоки и пр., а для этого разработать альтернативные программы и учебники.

Наконец, в содержательной части курса старшей школы Т. Стрельникова предлагает сократить материал по отраслевым и региональным вопросам, больше внимания уделять изучению проблемных, даже философских вопросов (природные ресурсы, энергетика, мирохозяйственные отношения, геополитика, проблемы бедности, голода, народонаселения, развития городов, терроризма, наркомании, геоэкология, проблема устойчивого развития и др.).

Вместе с тем все эксперты отмечают необходимость разумного упрощения школьного курса географии.

 

Лучше легко и интересно, чем трудно и непонятно

«Поделюсь любопытным наблюдением: когда я учился в школе, география считалась одним из самых легких предметов, — говорит М. Рыжаков. — Подготовка к ней не требовала больших усилий, неуспевающих по этой дисциплине не было. Думаю, причина предпочтений сегодняшних девятиклассников, выбирающих ОГЭ по географии, понятна — подготовиться к экзамену по географии проще, чем к какому-либо другому. Но боюсь, что очень скоро ситуация изменится к худшему. Ровесники моей внучки, которая учится в восьмом классе в одной из лучших школ Москвы, утверждают, что это очень сложный предмет, материал перегружен, часто непонятен даже хорошим ученикам, а учителя объясняют так, что ничего более понятным не становится. Я расцениваю это явление, как очень тревожное, потому что пусть лучше будет легко и интересно, чем трудно и непонятно».

В целом эксперты считают, что при отборе содержания школьного курса географии необходимо убрать отдельные темы, уменьшить количество изучаемой номенклатуры, определений, что приведет к повышению качества знаний учащихся.

 

Как решить кадровые проблемы?

В числе проблем современного географического образования  авторы проекта концепции особо выделяют кадровые.

Низкий престиж профессии учителя географии, и как следствие — крайне низкие показатели по поступлению выпускников школ в педвузы на эту специальность. В результате мы получаем малоквалифицированные педагогические кадры.

В тексте проекта концепции перечислены целевые показатели, которые, возможно, будут достигнуты благодаря реализации основных положений документа: удвоение числа абитуриентов на географических специальностях вузов до 2021 года; увеличение конкурса на географических факультетах педагогических вузов на 10% к 2021 году и на 25% - к 2025 году. Надежда Романова считает, что достигнуть этих показателей нереально, по крайней мере для провинциальных вузов.

«Мы на нашем факультете три года не набирали абитуриентов - все это время не было госзаказа на учителей географии, - говорит она. -. Да, учителя географии очень нужны в отдаленных сельских школах, но за их целевую контрактную подготовку должны платить муниципальные образования (средняя стоимость подготовки бакалавра в нашем университете — 84 тыс. рублей в год, плюс оплата общежития, расходы, связанные с проездом к месту практики и обратно). Да и не всякий обучающийся подпишет договор на целевую контрактную подготовку. Даже при тех мерах поддержки молодых специалистов, выезжающих работать в села Хабаровского края (предоставление подъемных, бесплатного жилья по месту работы, особые условия оплаты труда первые три года работы) не все готовы жить в суровых климатических условиях. Если бы были созданы одинаковые условия для качественного преподавания географии во всех регионах России (обеспечение учебниками, кадрами, ресурсами), то мы бы работали эффективнее, и география стала одной из ведущих школьных дисциплин», — убеждена Надежда Романова.

 

Концепция нуждается в доработке

Какой же из всего этого следует вывод?

Михаил Рыжаков предлагает написать концепцию заново и выделить в ней три крупных блока: школьная, вузовская география и просветительская деятельность в этой сфере. И в каждом блоке указать направления развития.

«Что же касается школьного курса, то здесь требуются кардинальные изменения структуры и содержания, — продолжает академик РАО. — Для того чтобы понять, какие именно изменения потребуются, необходимо провести серьезные исследования. Убежден, если привлечь серьезных ученых, видных профессионалов, учителей-практиков, то подготовить такую концепцию можно, и она будет долго служить нынешнему и будущим поколениям учителей географии».

По итогам работы семинара участниками были сформулированы  практические выводы и предложения в адрес целевых групп: Минобрнауки России; региональных и муниципальных органов управления образованием; ассоциации учителей-предметников; руководителей общеобразовательных организаций.

Активное участие в этой работе приняли авторы учебников и учебных пособий по географии, выпускаемых объединенной издательской группой «Дрофа» - «Вентана-Граф». Так, Оксана Климанова и Александр Летягин работали в составе группы, которая подготовила предложения по обсуждаемому проекту Концепции для Минобрнауки.

Эксперты рекомендовали сузить рамки действия документа (дошкольное, начальное, основное и среднее образование) и внести соответствующее изменение в его название – «Концепция развития общего географического образования в Российской Федерации», а также привести в соответствие с названием документа его содержание.

В проекте Концепции, по мнению экспертов, должны быть сформулированы национальная идея развития общего географического образования и определены приоритеты его развития. Важно показать необходимость и значимость получения базовых географических знаний и навыков для жизни в современном обществе.

Участники семинара особо подчеркнули необходимость выделения отдельной предметной области «География» и недопустимости включения учебной дисциплины «География» на ступенях основного и среднего общего образования в предметные области «Общественно-научные дисциплины» или «Естественнонаучные дисциплины».

Как считает ведущий научный сотрудник Центра развития образования Российской академии образования Юлия Соловьева, прошедший семинар — подготовка к предстоящему Всероссийскому съезду учителей географии, на котором продолжится обсуждение проекта Концепции (осенью 2016 г. пройдет Всероссийский съезд учителей географии).

Результаты дискуссий будут опубликованы на сайте http://www.predmetconcept.ru//

 

Приглашаем всех заинтересованных специалистов к участию в этой работе!

 

«По требованию российского законодательства, комментарии проходят модерацию. Мы удаляем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.Также в комментариях мы не публикуем чужие авторские тексты»

актуально

Право

Влетели на шесть миллиардов

Компания «Аэрофлот» выставила иск «Оренбургским авиалиниям», сумма которого, по имеющимся данным, превышает шесть миллиардов рублей.

возвращаясь к напечатанному

Ремонт после взрыва

В доме № 2/1 на улице Алтайской областного центра продолжаются работы по ликвидации последствий взрыва бытового газа.

Образование

В центре дискуссий - концепция географического образования

Актуальной тенденцией нашего времени является разработка концептуальных подходов к изучению различных школьных предметов. Уже утверждены концепции по русскому языку, литературе, отечественной истории, математике. Началось обсуждение проекта концепции географического образования.