Культура / Культура быстрого употребления

Культура быстрого употребления

Совсем недавно в областном центре отгремел помпезно открывшийся международный кинофестиваль. В городе работают пять залов, имеющих большие экраны и прокатные возможности. Однако много ли в их афишах фильмов, которые, хотя бы с натяжкой, можно причислить к искусству?

 

 Что такое кино для провинции? Об этом мы побеседовали с киноведом, программным директором фестиваля «Восток - Запад» Сергеем ЛАВРЕНТЬЕВЫМ.

Елена МОРОЗОВА

Грандиознее не бывает

- Сергей Александрович, уже 11 лет в Оренбурге проходят конкурсные кинопоказы, фильмы, актеры и режиссеры получают золотых львов, но ни на одном популярном киноресурсе ничего не слышно об этих наградах. Почему так происходит? Значит ли что-нибудь фестиваль для киноиндустрии?

- Думаю, с одной стороны, это недоработка пиарщиков. С другой стороны, сами актеры и режиссеры тоже должны заявлять о своих трофеях, сообщать новую информацию администрациям интернет-порталов, посвященных кино. Почему они этого не делают? Вопрос к ним.

Стоит сказать, что вообще отношение к фестивалям у нас и за рубежом сильно отличается. Для русского начальника главное - шоу, а для иностранного - качество картин. Отсюда разнится и ценность победы. Признаюсь, открытие кинофестиваля в Оренбурге в нынешнем году - самое грандиозное из всех, которые я когда-либо видел в регионах.

- Это больше политика руководства или все-таки ответ на народный спрос?

- И там и здесь отношение одинаковое. Министерство культуры так думает, народ - так же. Это беда всех российских фестивалей. 400 мест в зале на церемонии открытия нетрудно заполнить. Другое дело, что и на кинопоказах достаточно много зрителей, я такого не припомню. Это хороший признак.

 

Черный хлеб с картошкой

- Как вам репертуар оренбургских кинотеатров?

- Он меня очень удивил. В Оренбурге выходит абсолютно коммерческое кино - и никакого другого. Я на самом деле не против блокбастеров, которые стоят много денег, их все ждут - это нормально. Но должен быть выбор. Показывают ленты преимущественно даже не в театрах, то есть специально построенных для этого помещениях, а в магазинах - такой кинофастфуд. Но раньше у людей в головах было четкое разделение, где коммерческий, зрелищный фильм, а где кино, чтобы подумать. Сейчас здесь такого нет. В Москве гораздо больше показывают на больших экранах хороших картин, именно картин. Почему в Оренбурге нельзя этого делать, я не понимаю, искренне. Блокбастеры можно сравнить с черным хлебом кинематографа, а помпезные шоу - с картошкой. Вот и получается культурное блюдо для народа.

- Раньше кино выполняло и некоторую пропагандистскую роль, а сегодня, выходит, только развлекательную?

- Когда задаются целью снять чисто пропаганду, то всегда получается ужасно. В СССР раз в год обязательно снималось такое кино, но никто эти фильмы не помнит, кроме меня, потому что никто их не смотрел. Так же, я думаю, и сейчас. Не нужно нацеливаться на патриотизм, достаточно просто показывать жизнь. Любимые всеми картины Эльдара Рязанова почему не могут быть сегодня воспроизведены? Потому что жизнь другая стала. Ремейк «Кавказской пленницы» - ужасный фильм. Он выглядит пустой бездушной пародией, а все из-за поменявшихся реалий. С другой стороны, пересняли другую советскую ленту - «Экипаж» - получили небывалый успех. Картина собрала в прокате 22 миллиона долларов - результат, сопоставимый с Голливудом. Причина - жизнь в фильме похожа на современную, в нем не законсервировались реалии бывшего СССР, которые непонятны нынешнему зрителю. Яркий пример исключения, подтверждающего правило. Однако же любая попытка ремейков шедевров киноиндустрии времен Союза абсолютно бессмысленна и патриотизм, конечно, таким способом не возродится.

 

Не все шедевры, что фестиваль

- На каком же основании ленты попадают в вашу подборку?

- Главным образом на основании своей неизбитости. Нас привлекают авторы, которые пытаются сделать что-то свое, поднять незатасканную тему. Конечно, не все картины, даже проходящие отбор на фестиваль, являются замечательными, не все шедевры. Вообще, этот год, мягко говоря, не самый лучший для российского кинематографа, мы с трудом наскребли ленты для конкурса. Хотя сейчас зарождается любопытный тренд: мелкие кинокомпании в регионах вдруг начинают развиваться. Поэтому фестиваль, проводимый в Оренбурге, а не в Москве, - это отчасти хорошо как раз для провинциальных авторов. Такие события воодушевляют людей снимать свое кино. Но, с другой стороны, не хватает теперь внутренних региональных фестивалей, конкурсов, где бы эти новые картины могли пройти предварительный отбор, режиссеры - получить обратную связь. Ведь рассматривать провинциальные фильмы, снятые на уровне любительских, в одном ряду с продукцией профессионалов индустрии достаточно сложно. Конечно, первые проигрывают вторым, и очень серьезно. Получается, что начинающим режиссерам сегодня некуда деться. В Оренбурге, я знаю, тоже снимают фильмы, но разве их здесь показывают? А показывать нужно, я убежден.

 

Вместо эпилога

Культура быстрого употребления - это не только про так называемый кинофастфуд, о котором упоминалось выше. В несколько ином смысле это касается и самого фестиваля. За неделю человеку предлагается впитывать культуру большими порциями, чтобы затем снова на год остаться с сухим пайком из попкорна и узколобых комедий.

Созданный в Оренбурге культурный вакуум, по мнению Сергея Лаврентьева, - вина прокатчиков и киносетей.

- Местные директора кинотеатров часто находятся под давлением, - говорит кинокритик, - если они не покажут «Жениха», то им потом не дадут, например, «Звездные войны».

Таковы, к сожалению, реалии российской кинокультуры. Хочется надеяться, что в будущем ситуация изменится и приблизится к мировой хотя бы по набору доступных к просмотру картин.

 

«По требованию российского законодательства, комментарии проходят модерацию. Мы удаляем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.Также в комментариях мы не публикуем чужие авторские тексты»

актуально

Потребитель

«Дом.ru» приглашает в кино

В субботу, 8 октября, телеком-оператор «Дом.ru» организует специальный показ фильма «Дом странных детей мисс Перегрин», снятого культовым режиссером Тимом Бертоном. Мероприятие приурочено к 10-летию работы компании в Оренбурге.

Криминал

Пытки как лекарство

Громкий скандал, связанный с похищением людей и принудительным их лечением от наркозависимости, продолжает раскручиваться в области. Перед судом предстали бывшие сотрудники нежинского реабилитационного центра «Вершина-Оренбург», которых обвиняют в тяжелых уголовных преступлениях.

Культура

Культура быстрого употребления

Совсем недавно в областном центре отгремел помпезно открывшийся международный кинофестиваль. В городе работают пять залов, имеющих большие экраны и прокатные возможности. Однако много ли в их афишах фильмов, которые, хотя бы с натяжкой, можно причислить к искусству?

Дети

Подарок для мошенника

Бойкие подростки в фирменных футболках с пластиковыми коробками, куда сердобольные граждане кидают монеты и купюры, стали уже привычным явлением. Но кто реально стоит за маленькими попрошайками и как контролировать огромный рынок жертвенных средств?

Выборы

Партии-«двойники»: как нас хотят запутать на выборах

Депутат Государственной Думы, заместитель председателя парламентского комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи, а так же секретарь ЦК КПРФ Юрий Афонин на прошлой неделе побывал в Оренбургской области.