Антон Цепилов / Как решить проблему дорогого топлива и тарифов на проезд

Вот уже третью неделю в Оренбуржье не утихает скандал, вспыхнувший после роста цен на проезд в общественном транспорте Орска и угроз поднять тариф в маршрутках областного центра. Перевозчиков понять можно: всего за месяц на 25% выросли цены на сжиженный пропан, которым заправляют вместо бензина коммерческий транспорт, чтобы экономить. Для сравнения – литр 92-го стоит сегодня 35 рублей, а литр пропана до повышения обходился в 16 целковых. С октября он стоит 21 рубль – и владельцы маршруток совершенно резонно хотят перекрыть резко выросшие расходы, ведь треть стоимости  в тарифе на проезд – это цена топлива.

Между тем давным-давно есть прекрасная альтернатива и бензину, и пропану – заправляться природным газом метаном, тем самым, что горит у нас «синим цветком» на кухонных плитах. Его цена в пересчёте на привычные литры всего 13 рублей и не менялась ни на копейку с начала года. Автобус на метане с выгодой для хозяина может спокойно возить людей за 16 – 17 рублей. Есть, правда, нюанс: переоборудовать двигатель для сжигания в нём природного газа довольно дорого, оборудование и установка потянут на 40 – 50 тысяч рублей. Причём самый дорогой элемент - баллоны, куда на заправке закачивают газ под огромным давлением в 160 атмосфер (для сравнения: давление воды в кухонном кране многоэтажки в 60 раз меньше). Баллон должен не просто выдерживать столь чудовищную нагрузку, но и быть взрывобезопасным, если, не дай бог, авария. И при этом оставаться лёгким и компактным, иначе в "Газели" или "пазике" просто погнёт пол.

До недавнего времени технологии производства лёгких метановых баков у нас не было, везли только импорт, отсюда, собственно, и запредельная их цена. Но года два назад баллоны высокого давления научились отлично делать на Орском механическом заводе. Их собирают из почти невесомого углепластикового волокна, по прочности сопоставимого с кевларовым бронежилетом: не пробьёшь даже пулей. Презентация новой продукции прошла с помпой, её высоко оценили и эксперты, и автовладельцы, но дальше звонких речей дело так и не пошло. Массовое переоснащение пассажирского транспорта орским оборудованием под езду на метане осталось лишь в красочных прожектах да громких обещаниях.

В итоге хорошая идея ушла в песок, и оренбуржцы теперь буквально стонут от непомерных тарифов. В том же Орске газелисты требуют 25 рублей за одну вечернюю поездку (для сравнения: в соседнем миллионном Челябинске проезд стоит 24 рубля). При этом решение проблемы лежит буквально на поверхности: выстроить схему льготной покупки и установки газобаллонного оборудования местного производства прямо тут же, на предприятии! Тогда сразу два зайца окажутся убитыми одним выстрелом - механический завод получит многомиллионные заказы и создаст новые рабочие места (коммерческий автопарк в одной только Оренбургской области насчитывает десятки тысяч единиц – рынок огромный). А пассажиры смогут ездить по безубыточным тарифам в 16 – 17 рублей.

Более того, если бы ответственные чиновники подумали о газификации пассажирского автотранспорта и отладили схему ещё в 2014-м, то сегодня мы смогли бы тиражировать свой опыт в масштабах всей страны. Согласитесь, красивая идея: Оренбуржье – газовая столица России, и кому, как не нам, стать флагманом производства и продвижения по всем регионам оборудования для альтернативного газомоторного пассажирского транспорта? Наверняка под этот проект можно было бы привлечь большой «Газпром», который кровно заинтересован продавать как можно больше природного газа. Через депутатов в Москве выбить федеральные субсидии. Да и просто преподнести подарок всем жителям области – у нас самые низкие в стране тарифы на проезд благодаря экономии на метане! Я не говорю уже об экологии: газ в качестве топлива даёт в разы меньше вредных выбросов, воздух в перегруженных транспортом городах стал бы намного чище.

Впрочем, что-то мы с вами слишком размечтались… Пора возвращаться с небес на землю. Оплатите-ка, уважаемые читатели, проезд по новым ценам – и добро пожаловать в реальность, следующая станция – Обдираловка.

«По требованию российского законодательства, комментарии проходят модерацию. Мы удаляем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.Также в комментариях мы не публикуем чужие авторские тексты»

актуально

Право

В Оренбуржье власти возьмут на контроль ситуацию с обеспечением жильем детей-сирот

10 ноября вице-губернатор – заместитель председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике Павел Самсонов собрал видеоселекторное совещание с муниципалитетами области. На повестке дня стояли вопросы получения субвенций для обеспечения жильем детей-сирот и отдельных категорий граждан, исполнения судебных решений в отношении сирот и контроль органами местного самоуправления использования детьми-сиротами предоставленных жилых помещений.

Природа

Зима на тракторной подошве

В Оренбурге ноябрьский снегопад застал врасплох не только горожан, но и коммунальные службы. Снег вызвал массу проблем как для пешеходов, так и для автомобилистов.

Право

Приговор или оговор? Кто виноват в соль-илецкой трагедии

Соль-Илецкий районный суд на днях вынес приговор по скандальному делу замглавы местной администрации по социальным вопросам Лилии Абубакировой. Она признана виновной и оштрафована на 100 тысяч рублей за то, что не реагировала на жалобы семьи из села Дивнопольного, где отец много лет сексуально домогался собственных детей. Приговор в законную силу не вступил - он обжалован в областном суде.

Культура

Джаз народного единства

Когда небо над Оренбургом становится низким и серым, а градус настроения опускается до нуля, в город приходит он. И дарит море положительных эмоций, неизведанных музыкальных ощущений, драйва и куража. Настоящему народному празднику под названием джаз-фестиваль «Евразия», объединяющему оренбургских поклонников регтайма и блюза, уже 20 лет. И каждый ноябрь мы ждем его с нетерпением.

Финансы

На прицепе у «Локомотива»

В предыдущих материалах рубрики мы рассказывали о сотрудничестве Оренбуржья с Казахстаном и Беларусью. Теперь речь еще об одной составляющей Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза – Киргизии.

Законодательное собрание

Только отдых – и никакой политики

Учиться и еще раз учиться порекомендовал новичкам Заксоба, выступавшим на втором заседании, опытный депутат Александр Куниловский. И правда – что ни вопрос зададут, то все невпопад, не к месту. Причем этим же грешат и некоторые старожилы от оппозиции. Настолько, что «единоросс» Анатолий Лукьянов попросил вообще не давать им слова. И неизвестно, чем бы закончилось это противостояние, которое, кажется, в шестом созыве только усилилось, если бы не дипломатичность спикера Сергея Грачева. Он напомнил депутатам, что парламента без обсуждений не бывает.

Экстренная ситуация

Кувандыкский шик превратился в пшик

В области раскручивается скандал вокруг кувандыкского горнолыжного комплекса «Долина». Некогда перспективное предприятие на грани банкротства. И будет ли он работать – большой вопрос.

Вопрос-ответ

Блошиные рынки – вне закона

Что делать, если счетчик воды вышел из строя? Почему сжигают продукты? Где в городе можно найти блошиный рынок? На этой неделе наших читателей интересовали самые разные вопросы. С помощью наших экспертов мы попытались ответить на них.