Культура / Эстрадная поэзия собирала стадионы

Эстрадная поэзия собирала стадионы

Сериал, основанный на автобиографическом романе Василия Аксенова «Таинственная страсть», привлек внимание не только тех, кто жил в 60-е, читал стихи, а возможно, и видел выступления Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, во времена оттепели собиравших стадионы поклонников. Не менее интересен этот фильм современному поколению, ведь он знакомит нас с удивительной эпохой, когда поэты были настоящими властителями умов. Но так ли все было на самом деле, как показано в картине? Об этом я побеседовала с кандидатом филологических наук, доцентом Любовью Афанасьевной ТОКАРЕВОЙ, которая в течение сорока лет преподавала русскую литературу XX века в Оренбургском педуниверситете.

Валентина СОКОЛОВА

Антисоветчиков – в Коктебель и Переделкино?

 

- Роман «Таинственная страсть» не претендует на полную документальность, художественный фильм, снятый по его мотивам и показанный на Первом канале, тем более. Однако все прототипы легко угадываются. Как в таком случае этот фильм следует воспринимать?

- Как создание очередной легенды, даже мифа. Некоторые сюжеты фильма очень далеки от реальности. Например, судьба всей этой поэтической компании, которая бесконечно вместе, в обнимку – вряд ли в жизни они водились уж до такой степени тесно. И к Высоцкому (Влад Вертикалов в фильме) как к серьезному поэту не относились, не хотели печатать его стихи даже в общих сборниках. Хотя жена Роберта Рождественского критик Алла Киреева говорила: «Вас всех забудут, а его будут знать».

 

- А Аксенов действительно был так популярен в те годы?

- В 60-е его широко публиковали, в первую очередь журнал «Юность». Прототипом главного редактора в фильме показывают Бориса Полевого, но на самом деле пик славы Аксенова приходится на редакторство другого человека, который оказал на него колоссальное влияние. Это Валентин Катаев, при котором журнал завоевал такую широкую аудиторию: трудно было найти старшеклассника, который бы не выписывал «Юность». Ее читали и взрослые, и дети, и им всегда было что обсудить. К сожалению, сейчас родителям и детям зачастую поговорить не о чем, они даже не ставят перед собой такую задачу. Каждый сидит со своим компьютером. А тогда в «Юности» появлялись тексты, которые заставляли о себе говорить. Были среди них и эпатажные, например упомянутые в фильме «Апельсины из Марокко» Аксенова. Только здесь их назвали «Цитрусы из Яффы». Это тоже одна из примет времени. Никита Хрущев за несколько кораблей израильских апельсинов отдал все замечательные архитектурные сооружения, которые строила там Русская православная церковь и российское государство в течение нескольких столетий. Аксенов пользовался огромной популярностью, которая подстегивалась разгромными статьями в СМИ, их я тоже прекрасно помню.

 

- То есть Аксенова постоянно критиковали, в том числе и за антисоветчину, что не мешало ему регулярно публиковаться в «Юности»?Быть членом Союза писателей со всем полагающимся набором льгот, включая поездки в Коктебель? А его друзьям получать от государства квартиры, дачи в Переделкине?

- В этом смысле СССР был уникален: пожалуй, ни в какой другой стране людям пишущим таких условий не создавали. Ни в Европе, ни в Америке поэты и писатели не могли себе позволить не думать о хлебе насущном. Недаром Булгаков в «Мастере и Маргарите» с насмешкой говорит о дачном месте Перелыгино, куда все так стремились. Хотя сейчас пишут, что заботились о писателях не просто так: якобы власти было удобно наблюдать за ними, когда они рядом и вместе. Что касается критики, то в обществе ее воспринимали как знак, что книгу надо прочесть обязательно. Ведь антисоветчиной могли окрестить что угодно. Например, нежелание героя произведения жить так, как хочет кто-то, и в первую очередь власть. Само название «Таинственная страсть» можно истолковывать по-разному. Речь, скорее всего, идет даже не о любви, а о творчестве, вечной тяге человека, особенно молодого и талантливого, к воле. Это ужасно, когда кто-то решает, сколько и кому свободы можно выдать! Герой Аксенова не такой, каким положено быть строителю коммунизма, в том числе и в мужском поведении, сам писатель, как известно, оставался плейбоем до финала своей жизни. И Майя Кармен (в фильме – Ралисса Кочевая) была не последним его увлечением.

Современная публицистика проявляет большой интерес к этому времени, к фигуре Хрущева. Когда произошла показанная в фильме его знаменитая встреча с писателями, многие представители творческой интеллигенции ждали серьезных репрессий. Потому что еще очень свежи были воспоминания о недавнем прошлом. Никите Сергеевичу были благодарны за то, что он вернул из лагерей миллионы людей. Но известно, что он был человеком малообразованным, ничего не понимал в культуре. Не случайно в фильме его диалог с Эрнстом Неизвестным происходит около знаменитой картины Роберта Фалька «Обнаженная». Выставку художников-авангардистов в Манеже закрыли не сразу, и после разгромных статей люди просто приходили и спрашивали: где тут у вас обнаженная Валька? Им было интересно посмотреть, из-за чего весь этот сыр-бор?

 

Талант и дурновкусие

 

- Евтушенко, в отличие от других персонажей, в фильме показан как человек компромисса.

- Он сам о себе сказал: «Я разный, я натруженный и праздный, я целе- и нецелесообразный…» В его наследии немало формул творческого поведения, в том числе уязвимых. «Моя фамилия Россия, а Евтушенко – псевдоним» – это же дурновкусие! Или в фильме тетка в гостинице начинает читать «Идут белые снеги». Да такая тетка скорее бы вспомнила знаменитое стихотворение, на которое написано множество неприличных пародий, - «Ты спрашивала шепотом…». Все они – эстрадники, сознательно готовили себя к чтению на публику. Люди тогда искали ответа на очень острые вопросы – и политические, и общественные. И до какой-то степени поэзия, которую называли эстрадной, стадионной, эти ответы давала. В то время контакт читателя и поэта был прямым. В Евтушенко это осталось, он блестящий актер, кроме всего прочего. Очень кстати после первых серий фильма показали интервью с Евтушенко. Правда, оно мне напомнило большой надутый мыльный пузырь, который мгновенно лопнул, потому что поэт очень многословен и интерпретирует события в свою пользу. Есть такое правило – тот, кто всех переживет, тот и скажет последнее слово. Своим романом его пытался сказать Аксенов, но всех пережил Евтушенко. А громче всех хлопнул дверью Юрий Нагибин, второй супруг Беллы Ахмадулиной. Чуть ли не в последние дни жизни он отдал в печать свой «Дневник» - одно из скандальных произведений, изданных в разгар перестройки. Беллу он там называет Геллой. В «Дневнике» много резкости и очень много правды: «Ярко вспыхнула Геллина звезда, но замутилась поднявшимся со дна болот гнилостным смрадом». И в то же время: «Ей порой взрослость сердца и ума даны от Бога, словно дар провидения». К сожалению, жизнь жестока, а судьба творца особенно, Ахмадулина ведь пережила колоссальное увлечение алкоголем - страсть, которая ее разрушала.

 

Евтушенко встретили без ажиотажа

 

- Вы бывали на концертах этих поэтов?

- Застала в 1976 году один из последних поэтических вечеров в Лужниках. А когда Евтушенко приезжал в 1997 году в Оренбург, мы со студентами педуниверситета и составили аудиторию драмтеатра. Я им говорила, что в 60-е этот театр снесли бы толпы людей, пытавшихся прорваться на встречу! В конце 70-х была на вечере в ЦДЛ, где выступали Белла Ахмадулина и Нани Брегвадзе. С удовольствием смотрела в фильме игру Чулпан Хаматовой, она очень похожа. Хотя, не скрою, есть в этой картине вещи, которые раздражают. Вот ревнивый муж Кочевой, который совершает подлые поступки, но надо знать, кто был прототипом этого героя. Объективная характеристика знаменитого кинодокументалиста Романа Кармена совершенно не соответствует персонажу фильма. Он прошел Монголию, Испанию, Великую Отечественную войну, известна его личная храбрость. А сюжет картины подбит под то, как он увел женщину у главного героя, а ведь на самом деле все было наоборот. У Аксенова на момент знакомства с замужней Майей (Кармен - это ее второй супруг) в 1970 году была семья.

 

- Почему сегодня уже нет такого запроса на публичную поэзию?

- Знаете, это вечное наше стремление видеть позитив только в прошлом. В 70-е годы критики стонали: кошмар, ужас, нет в стране большой поэтической личности! А Бродский в это время писал свои лучшие вещи. Картина дня сегодняшнего проясняется по-настоящему только по прошествии времени. Нельзя дважды войти в одну реку. В 60-е был массовый интерес к поэзии, а сегодня число ее поклонников невелико. Еще Тютчев писал, «сейчас тебе не до стихов, о слово русское, родное». Но наверняка где-нибудь в глубине России сидит юноша и набивает на компьютере новые гениальные строки.

 

Рубцова не пустили на порог

Когда Николай Рубцов в 60-е пришел под Новый год к критику Вадиму Кожинову и не застал его дома, отец не пустил молодого поэта на порог, так как юноша выглядел несколько непрезентабельно. Потом Кожинов возмущался: вот ты мог бы не пустить на порог Есенина? А сейчас стихи Рубцова изучают в школе. Но чтобы получить признание, в нашей стране надо жить долго.

Полностью не соответствует исторической правде то, как показан суд над Бродским. На процессе, который проходил в Ленинграде, были только люди, специально туда приглашенные. Аксенов просто не мог оказаться в их числе. Другие помогали тогда Бродскому - Анна Ахматова, Лидия Чуковская… И почему не названа нигде замечательная журналистка «Известий» Фрида Вигдорова, застенографировавшая весь процесс над Иосифом Бродским? Благодаря чему мы сегодня располагаем объективной картиной суда над поээтом.

 

«По требованию российского законодательства, комментарии проходят модерацию. Мы удаляем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.Также в комментариях мы не публикуем чужие авторские тексты»

актуально

Коррупция

Осудили, как помиловали

Приговор высокопоставленному борцу с коррупцией за тяжкое коррупционное преступление оказался таким милостливым, словно он мешок картошки в пионерском лагере стырил...

Вера

Монахини нашли у нас малую Антарктиду

Мощи преподобного Серафима Саровского уже не в первый раз привезли в Оренбург из Нижегородской области монахини Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Прямая линия

На пенсию досрочно

На прямой линии с читателями «ЮУ» была управляющая региональным отделением Пенсионного фонда России Надежда ПЕТРОВА.

Память

Родственников фронтовика ищут по письмам

Вологодская писательница Антонина Бац просит жителей Бугуруслана и Бугурусланского района помочь собрать сведения о нашем земляке — Александре Владимировиче Бочкареве.

Дежурный по области

Согрейте воду!

Где живут птицы зимой, как в городе находят укрытие? Почему отменили вечерние выпуски новостей на «Радио России Оренбург»? когда к жителям трехэтажного дома придет горячая вода? Почему онкобольные не могут получить выписанные им лекарства? Эти вопросы волновали дозвонившихся на телефон дежурного по области.