Проекты / Тариф "Перспективный"

Тариф "Перспективный"

Какая система пассажирских перевозок нужна Оренбургу?

Общественный транспорт (ОТ) нашего города во все времена был в центре пристального народного внимания. Это и неудивительно: каждый день автобусы и троллейбусы областного центра и пригорода перевозят порядка четверти миллиона человек, а от их бесперебойного выхода на линию напрямую зависит экономическая и социальная жизнь Оренбурга.  Однако нынешняя ситуация в сфере ОТ далека от идеала: притчей во языцех стали «гонки ПАЗиков на маршрутах» и неконтролируемый рост тарифов. Но, может быть, есть способ построить совершенно новую схему работы транспорта, собрав и воплотив у нас передовой опыт самых прогрессивных городов мира?

 

Гонки за длинным рублём

Любой, кто регулярно ездит на оренбургских автобусах, лучше любого эксперта может описать все достоинства и недостатки нынешней системы ОТ в городе. Из её явных плюсов – доступность развитость общественного транспорта: чуть не каждые полминуты к остановкам на оживлённых улицах подходит очередной «Пазик», и за 20 рублей везёт вас до нужного места. Минусов, увы, тоже хватает – это и постоянные гонки за пассажирами (отсюда нередки аварийные ситуации), и плохая доступность отдалённых районов (в тот же Южный или Маяк после 21 часа уже практически не уехать), и засилье откровенно устаревших морально и физически «ПАЗиков». Как-никак, транспорт – это лицо города, а Оренбург встречает своих гостей автобусами, больше подходящими для заштатного райцентра, но никак не столицы региона.

Объяснение всему этому простое: предприниматели – владельцы ОТ полностью зависят от денежного потока, собираемого с пассажиров; кто быстрее проехался – у того больше выручка. Вот и стараются влезть на самые «рыбные» маршруты, а от отдалённых отказаться: гонять автобус из-за пяти-шести припоздавших жителей Карачей или Подмаячного никто не хочет. По той же причине не берут перевозчики и современные автобусы большой вместимости: квадратный «ПАЗик» конструкции лохматого 1969 года – самый дешёвый и быстро окупаемый. Не лучше ситуация и с транспортом муниципальным: главная претензия к нему – не дождёшься. Да и поведение водителей в целом едва ли лучше, чем у «коммерсантов». Что, впрочем, неудивительно – в казённом предприятии зарплаты невысокие и большая текучка кадров.

Стандарт преткновения

То, что систему ОТ в Оренбурге нужно менять, уходя от нынешнего полудикого рынка с «киданием монеток водителю» к единой маршрутной и расчётной сети – ни у кого не вызывает сомнения. Главный вопрос – чего мы в итоге хотим добиться? Именно над этим ломали головы эксперты на прошедшем недавно «круглом столе», посвящённом вопросам работы общественного транспорта.

- В 2018 году у нас есть уникальная возможность фактически «с нуля» выстроить систему общественного транспорта в городе, используя самый передовой опыт лучших городов мира, - комментирует председатель Автотранспортного союза Оренбуржья (АСО), депутат Горсовета Александр Шмарин. – Через год у большинства перевозчиков заканчиваются сроки лизинга на «ПАЗики» и встанет вопрос – что брать взамен. Если мы с вами разработаем новые Единые стандарты пассажирских перевозок в городе, то сможем переломить ситуацию и сделать революционный скачок. То, к чему другие города с развитой и современной системой общественного транспорта шли десятилетиями, что называется, «набивая шишки»  – мы можем внедрить за пару лет.

 

Километры будущего

Идея, предлагаемая экспертами АСО, проста: вместо гонки за пассажиром внедрить единый тариф для перевозчика из расчёта пройденных автобусом километров. Проехал водитель, скажем, 10 километров – получил 700 рублей. Проехал 100 – ему перечисляется уже 7000, причём вне зависимости от того, сколько он перевёз пассажиров. Естественно, при этом в городе надо создать мощный информационно-диспетчерский центр, провести масштабные исследования пассажиропотоков и выработать единое расписание движения, сбалансировав нагрузки в часы пик и не гоняя машины впустую. Следующий шаг – электронные проездные, которые вообще можно заменить универсальной программой, скачанной на телефон. Посмотрел на экран и сразу видно, когда к ближайшей остановке подойдёт автобус (троллейбус) нужного маршрута. Зашёл в него – и оплата автоматически списалась со счёта с помощью бесконтактной технологии, как в московском транспорте. Для пенсионеров, кому неудобно работать с современной электроникой, останутся привычные карточки-проездные, а на остановках - цифровые табло, с минутами до прибытия следующего автобуса.

По мнению экспертов, расчёт по системе «рубли за километры» даст возможность перевозчикам просчитывать свои бизнес-планы на перспективу в три-пять лет и брать в лизи

нг уже современные автобусы повышенной комфортности, с кондиционерами, опускаемыми пандусами для инвалидов, красивым внешним видом. Закончатся гонки по улицам: главное будет выдержать расписание, а не перехватить пассажира любой ценой. Наконец, вырастет безопасность: водитель перестанет пересыпать мелочь на каждой остановке и думать, как бы собрать план, а целиком сосредоточится только на дорожной ситуации.

- Понятно, что проект очень смелый, но нужно задать стандарты, к которым будем стремиться,  - объясняет Александр Шмарин. – Давайте вместе обсуждать – каким мы хотим видеть общественный транспорт будущего? Ведь если не делать ничего, то так и будем ещё 20 лет ездить на ПАЗиках, возмущаться дорогими тарифами и безобразиями с подрезанием водителей друг другом.

В итоге эксперты «круглого стола», представители ГИБДД, городской администрации, автоперевозчиков единогласно приняли резолюцию: новые Стандарты пассажирских перевозок нам нужны, работа над ними и общественная дискуссия на эту тему уже началась. Присоединяйтесь к ней и вы, уважаемые читатели. Оставляйте свои комментарии у нас на сайте в комментариях, в социальных сетях, пишите и звоните в редакцию. Каким вы хотите видеть пассажирский транспорт в городе? 

Какие особенности нужно вписать в Стандарты? Давайте вместе будем планировать будущее нашего Оренбурга!

«По требованию российского законодательства, комментарии проходят модерацию. Мы удаляем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.Также в комментариях мы не публикуем чужие авторские тексты»

актуально

Событие

Дни Актюбинской области в Оренбуржье

В регион с визитом прибыла представительная делегация под руководством акима Актюбинской области Республики Казахстан Бердыбека Сапарбаева.

Прямая линия

Поликлиника с доставкой на дом

Казалось бы, в век развития инновационной медицины наши читатели должны интересоваться у и. о. министра здравоохранения области Галины Зольниковой развитием прогрессивных технологий, омолаживанием с помощью стволовых клеток… Но нет, оренбуржцев по-прежнему волнует работа поликлиник: когда же на прием не придется ехать через весь город и почему вместо участкового прием ведет студент?

Дежурный по области

Дорога к предкам заросла бурьяном

«В середине апреля навещала могилы предков на Старом кладбище, что находится на проспекте Победы областного центра. Тридцать лет я езжу туда к родственникам, и всякий раз сердце кровью обливается: 19-й квартал, где они покоятся, в ужасном состоянии».

Благотворительность

(Не)скромная благотворительность

Оправданна ли та информационная шумиха, что поднимается вокруг темы благотворительности? Действительно ли необходимы дорогостоящие мероприятия – с блеском софитов и вечерних нарядов? Эксперты и меценаты – о том, какими должны быть добрые дела

Акция

Ветераны, вам низкий поклон!

На почту «Южного Урала» продолжают приходить письма, где в каждой строчке одновременно читается горечь утрат Великой Отечественной войны и безграничная благодарность поколению, одержавшему Победу над врагом 72 года назад. Недаром 9 Мая называют праздником со слезами на глазах.

Благотворительность

Форт Боярд в подарок

Воспитанники оренбургских детдомов почувствовали себя героями популярной телепередачи «Форт Боярд». Правда, им пришлось штурмовать не известную крепость – развлекательную программу ребятам организовали на площадках, предоставленных местными предпринимателями.

Память

Не изменяя традициям

Накануне 9 Мая за счет средств областного бюджета традиционно более 25 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны получили единовременную материальную помощь.

Розыск!

Разыскивается подозреваемый в убийстве

В убийстве орчанина подозревается Ханджанов Балаш Аллахшукур оглы 1985 года рождения. Преступник вооружен.

Год экологии

Фронтовики посадили, а современники срубили

Год экологии – это отличная возможность обратить внимание на охрану природы, на проблемы, до которых раньше никому дела не было. В этой рубрике оренбуржцы высказывают свое мнение о том, что в первую очередь нужно сделать для комфортной окружающей среды.

Коррупция

Олег Пивунов предстанет перед судом

Бывший гендиректор АНО «Спортивный клуб «Южный Урал», ныне министр физической культуры, спорта и туризма области Олег Пивунов, обвиняемый в ряде преступлений коррупционной направленности, находится под домашним арестом.