Общественный транспорт (ОТ) нашего города во все времена был в центре пристального народного внимания. Это и неудивительно: каждый день автобусы и троллейбусы областного центра и пригорода перевозят порядка четверти миллиона человек, а от их бесперебойного выхода на линию напрямую зависит экономическая и социальная жизнь Оренбурга. Однако нынешняя ситуация в сфере ОТ далека от идеала: притчей во языцех стали «гонки ПАЗиков на маршрутах» и неконтролируемый рост тарифов. Но, может быть, есть способ построить совершенно новую схему работы транспорта, собрав и воплотив у нас передовой опыт самых прогрессивных городов мира?
Гонки за длинным рублём
Любой, кто регулярно ездит на оренбургских автобусах, лучше любого эксперта может описать все достоинства и недостатки нынешней системы ОТ в городе. Из её явных плюсов – доступность развитость общественного транспорта: чуть не каждые полминуты к остановкам на оживлённых улицах подходит очередной «Пазик», и за 20 рублей везёт вас до нужного места. Минусов, увы, тоже хватает – это и постоянные гонки за пассажирами (отсюда нередки аварийные ситуации), и плохая доступность отдалённых районов (в тот же Южный или Маяк после 21 часа уже практически не уехать), и засилье откровенно устаревших морально и физически «ПАЗиков». Как-никак, транспорт – это лицо города, а Оренбург встречает своих гостей автобусами, больше подходящими для заштатного райцентра, но никак не столицы региона.
Объяснение всему этому простое: предприниматели – владельцы ОТ полностью зависят от денежного потока, собираемого с пассажиров; кто быстрее проехался – у того больше выручка. Вот и стараются влезть на самые «рыбные» маршруты, а от отдалённых отказаться: гонять автобус из-за пяти-шести припоздавших жителей Карачей или Подмаячного никто не хочет. По той же причине не берут перевозчики и современные автобусы большой вместимости: квадратный «ПАЗик» конструкции лохматого 1969 года – самый дешёвый и быстро окупаемый. Не лучше ситуация и с транспортом муниципальным: главная претензия к нему – не дождёшься. Да и поведение водителей в целом едва ли лучше, чем у «коммерсантов». Что, впрочем, неудивительно – в казённом предприятии зарплаты невысокие и большая текучка кадров.
Стандарт преткновения
То, что систему ОТ в Оренбурге нужно менять, уходя от нынешнего полудикого рынка с «киданием монеток водителю» к единой маршрутной и расчётной сети – ни у кого не вызывает сомнения. Главный вопрос – чего мы в итоге хотим добиться? Именно над этим ломали головы эксперты на прошедшем недавно «круглом столе», посвящённом вопросам работы общественного транспорта.
- В 2018 году у нас есть уникальная возможность фактически «с нуля» выстроить систему общественного транспорта в городе, используя самый передовой опыт лучших городов мира, - комментирует председатель Автотранспортного союза Оренбуржья (АСО), депутат Горсовета Александр Шмарин. – Через год у большинства перевозчиков заканчиваются сроки лизинга на «ПАЗики» и встанет вопрос – что брать взамен. Если мы с вами разработаем новые Единые стандарты пассажирских перевозок в городе, то сможем переломить ситуацию и сделать революционный скачок. То, к чему другие города с развитой и современной системой общественного транспорта шли десятилетиями, что называется, «набивая шишки» – мы можем внедрить за пару лет.
Километры будущего
Идея, предлагаемая экспертами АСО, проста: вместо гонки за пассажиром внедрить единый тариф для перевозчика из расчёта пройденных автобусом километров. Проехал водитель, скажем, 10 километров – получил 700 рублей. Проехал 100 – ему перечисляется уже 7000, причём вне зависимости от того, сколько он перевёз пассажиров. Естественно, при этом в городе надо создать мощный информационно-диспетчерский центр, провести масштабные исследования пассажиропотоков и выработать единое расписание движения, сбалансировав нагрузки в часы пик и не гоняя машины впустую. Следующий шаг – электронные проездные, которые вообще можно заменить универсальной программой, скачанной на телефон. Посмотрел на экран и сразу видно, когда к ближайшей остановке подойдёт автобус (троллейбус) нужного маршрута. Зашёл в него – и оплата автоматически списалась со счёта с помощью бесконтактной технологии, как в московском транспорте. Для пенсионеров, кому неудобно работать с современной электроникой, останутся привычные карточки-проездные, а на остановках - цифровые табло, с минутами до прибытия следующего автобуса.
По мнению экспертов, расчёт по системе «рубли за километры» даст возможность перевозчикам просчитывать свои бизнес-планы на перспективу в три-пять лет и брать в лизи
нг уже современные автобусы повышенной комфортности, с кондиционерами, опускаемыми пандусами для инвалидов, красивым внешним видом. Закончатся гонки по улицам: главное будет выдержать расписание, а не перехватить пассажира любой ценой. Наконец, вырастет безопасность: водитель перестанет пересыпать мелочь на каждой остановке и думать, как бы собрать план, а целиком сосредоточится только на дорожной ситуации.
- Понятно, что проект очень смелый, но нужно задать стандарты, к которым будем стремиться, - объясняет Александр Шмарин. – Давайте вместе обсуждать – каким мы хотим видеть общественный транспорт будущего? Ведь если не делать ничего, то так и будем ещё 20 лет ездить на ПАЗиках, возмущаться дорогими тарифами и безобразиями с подрезанием водителей друг другом.
В итоге эксперты «круглого стола», представители ГИБДД, городской администрации, автоперевозчиков единогласно приняли резолюцию: новые Стандарты пассажирских перевозок нам нужны, работа над ними и общественная дискуссия на эту тему уже началась. Присоединяйтесь к ней и вы, уважаемые читатели. Оставляйте свои комментарии у нас на сайте в комментариях, в социальных сетях, пишите и звоните в редакцию. Каким вы хотите видеть пассажирский транспорт в городе?
Какие особенности нужно вписать в Стандарты? Давайте вместе будем планировать будущее нашего Оренбурга!