Антон ЦЕПИЛОВ
Фото Галины ФОМИНОЙ
В Оренбурге полным ходом идет разработка новых стандартов, по которым в ближайшем будущем начнет работать городской пассажирский транспорт. На днях рабочая группа общественного совета, эксперты и депутаты обсуждали новые технологии, которые кардинальным образом могут изменить сам процесс обслуживания пассажиров в наших автобусах и троллейбусах.
Проездной в телефоне
Наверное, каждый, кто хоть раз прокатился в оренбургской маршрутке, наблюдал акробатические трюки: водитель, руля животом, одной рукой отсчитывает мелочь на сдачу, а другой умудряется ткнуть в валидатор транспортной картой пенсионера. В лучшем случае горсть монет на сдачу вам отсыплет кондуктор, и если автобус переполнен, то теперь пассажиру придется проявлять чудеса ловкости, чтобы не уронить «серебряный дождь» под ноги, на пол.
- 95 процентов расчетов в общественном транспорте (ОТ) у нас проходит в наличной форме, - комментирует председатель Автотранспортного союза Оренбуржья и один из идеологов разработки новых стандартов пассажирских перевозок Александр Шмарин. – Это, во-первых, неудобно для пассажиров. А во-вторых, не позволяет нам четко определить загруженность маршрутов, рассчитать пассажиропотоки. Сегодня в городе мы даже не можем точно сказать, сколько людей, в принципе, пользуется ОТ, используем лишь очень приблизительные оценки. Отсюда следующая проблема - расчет тарифа. Никакого научного, экономического обоснования нет: сколько скажет перевозчик, столько и приходится принимать на веру.
Между тем российские города с развитой системой ОТ внедряют уже третье поколение систем оплаты за проезд. Например, в Екатеринбурге, Москве, Новосибирске сегодня можно скачать приложение на смартфон, привязать его к банковской карте и платить за проезд, лишь единожды коснувшись пальцем по экрану. Более того, в той же программе можно рассчитать оптимальный маршрут, увидеть, когда подъедет твой автобус к остановке, определить, сколько времени нужно тебе, чтобы добраться до нужного места. Уходят в прошлое кондукторы с билетными лентами: вместо них принимать оплату будут робокассы и другие платежные системы.
Без гонок за пассажиром
Автотранспортный союз Оренбуржья (АСО) предлагает еще более прогрессивный шаг: первыми в России ввести в нашем городе тарифные стандарты по принципу рубль за километр. Таким образом, водителям не нужно будет больше устраивать гонки на маршруте, стараясь первыми собрать как можно больше пассажиров. Оплата его труда будет зависеть только от величины пройденных километров, безопасной езды и качественного обслуживания. Для пассажиров же эта же система позволит внедрить в Оренбурге короткие маршруты со сниженной стоимостью проезда: в самом деле, разве справедливо платить одинаковый тариф, если ты едешь три остановки - от Брестской до Дзержинского или 18 - от Салмышской до Авиагородка?
Конечно, на пути внедрения новых стандартов еще немало препятствий. Молодежь, безусловно, легко и охотно примет систему бесконтактной оплаты, но справятся ли с современными мобильными гаджетами люди старшего поколения? Велика ли будет цена внедрения нового оборудования на автобусах и троллейбусах? Наконец, как быть гостям города, которым, может, и нужно пару раз проехаться до места и обратно? Все эти моменты еще предстоит проработать экспертам и депутатам, но важно то, что все члены общественного совета понимают – перемены необходимы. Если оставить все как есть, то городской транспорт так и будет проблемной сферой, со старыми машинами и водителями-«шумахерами», которым пара перехваченных с остановки пассажиров важнее безопасности всех, кто едет в салоне.
Транспорт как символ города
Обсуждали эксперты и разработку единого логотипа и стиля оформления общественного транспорта Оренбурга – соответствующий конкурс среди российских дизайнеров и художников уже объявлен АСО.
В целом союз планирует завершить разработку стандартов пассажирских перевозок до конца этого года. Конечно, единовременно все их внедрить едва ли удастся, но главная задача – определить цель и работать для ее достижения – будет выполнена.
- Мы видим, как меняется наша жизнь, как приходят новые технологии, - объясняет Александр Шмарин. – Город развивается, и общественный транспорт как неотъемлемая часть инфраструктуры Оренбурга тоже должен меняться. Сегодня у нас с вами есть уникальный шанс принять стандарты перевозок, которые аккумулируют передовой опыт городов России и мира. И его упускать нельзя.