Образование / Почему предмет ОБЖ полезен и детям, и взрослым?

Почему предмет ОБЖ полезен и детям, и взрослым?

Об этом рассказывает рассказывает Наталья Федоровна Виноградова, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования.

Традиционно школьники изучали предметную область «Основы безопасности жизнедеятельности» с 5 класса. И это несмотря на то, что его обязательное изучение вначале учебными планами не было предусмотрено вовсе, а потом было организовано только в 8 класса. Теперь предмет будет изучаться в 8—9 классах в обязательном порядке, а в 5, 6 и 7 классах – за счет той части учебного времени, которую формируют участники образовательных отношений.

Обычно на ОБЖ отводится 1 час в неделю, или 34 часа в год. В этот срок надо вместить огромную и очень важную информацию о здоровом и безопасном образе жизни.

О том, почему детям и взрослым необходим предмет ОБЖ, рассказывает Наталья Федоровна Виноградова, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, заведующая Центром начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, один из авторов линии учебно-методических комплектов по ОБЖ, выходящей в издательской группе «ДРОФА-ВЕНТАНА».

 

— Почему вы, специалист по методике преподавания, решили возглавить авторский коллектив учебников по ОБЖ?

— Я была поражена статистикой смертности в России. Оказывается, после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний третье место по смертности занимают различного рода травмы. Не только в автокатастрофах. В быту! Этим травмам подвержены россияне с 2 лет до 41 года. Лишь перешагнув сорокалетний рубеж, «среднестатистический» россиянин приходит к пониманию, что его действия могут привести к определенным последствиям. Слишком поздно! Я считаю, что школьный курс ОБЖ дает детям возможность научиться правильно вести себя в неожиданной ситуации. И эту возможность нельзя упускать!

— Какую сверхзадачу ставил перед собой авторский коллектив?

— Развить в детях осознание последствий своих поступков. И научиться предвидеть эти последствия. Мы считаем, что самое главное — сформировать у ребенка навыки рефлексии по поводу своих действий, навыки их оценки и анализа. Уже в начальной школе – на уроках «Окружающего мира» – мы начинаем разговор об опасностях, подстерегающих детей в повседневной жизни, и о воспитании культуры здоровья. Обсуждение этих проблем продолжается на уроках биологии, химии и других предметов в основной школе. В 8 классе начинается серьезный разговор о рисках, с которыми человек  сталкивается на природе, на транспорте. В 9-м – о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Задание для учащихся формулируется так: оцени обстановку, предвидь свои действия. Начался пожар в школе. Ученик должен за доли секунды осознать: что будет дальше, что я должен немедленно сделать, если горит школа? Или: что произойдет со мной, если я близко подойду к этой собаке? У нас в учебнике ОБЖ для 5—6 классов размещены фотографии собак. Ученик должен оценить, опасна ли поза каждого животного, агрессивно ли оно или просто хочет поиграть. Ребята анализируют иллюстрации, смотрят видео, угадывают ситуативные эмоции собаки и узнают, как с нею следует общаться.

— Все-таки научиться общению с людьми для школьников, наверное, важнее?

— Конечно! Большой пласт нашей линии УМК посвящен именно общению с людьми. Мы объясняем им, что ОБЖ как отдельная образовательная предметная область выводит нас на взаимоотношения с природой и с другими людьми. Как известно, есть три вида чрезвычайных ситуаций — природные (извержения вулканов, землетрясения, наводнения), техногенные и социальные ситуации. Во всех трех случаях (за исключением вулканов, я думаю) человеческий фактор — главная причина. Поэтому нам необходимо понимать других людей, учиться взаимодействовать с ними и предвидеть их поступки. В наших учебниках ОБЖ есть такой раздел: как общаться друг с другом, чтобы никому не навредить. Мы рассказываем детям о школьной жизни и ее правилах, о том, почему эти правила так созданы, к чему может привести их невыполнение, как нужно общаться на переменах, в столовой и т. п.

— Учебники, которые рассказывают одновременно о техногенных катастрофах, о привычках собак и о школьной жизни, должны быть написаны необычными авторами!

— В авторском коллективе нашей линии УМК четыре человека. Я отвечала за дидактическую сторону учебников. Необходимо было привести многие сложные тексты в соответствие с развитием и возрастом школьников, создать интересные рубрику, необычную структуру учебника. Те разделы, которые близко связаны с детьми и школой, написаны мною. Все, что касается правил дорожного движения и поведения на дорогах, — вклад моего соавтора Александра Таранина. Он практик, организующий в России детские центры дорожного движения, с великолепными деловыми играми для детей. За раздел, связанный с природой и туризмом, отвечал Дмитрий Смирнов, президент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения.И наконец, в нашем авторском коллективе — замечательный врач-терапевт Людмила Васильевна Сидоренко. Она не только практикующий  врач, работающий с детьми, но и талантливый автор. Именно Людмила Васильевна предложила многие ситуации, которые важно обсудить со школьниками в том или ином возрасте. Наш авторский коллектив выявлял, какие проблемы являются самыми волнующими, самыми актуальными для детей того или иного возраста, и предлагал обсуждать на уроках именно их. В этом важная особенность наших учебников ОБЖ.

— Почему ответы на свои вопросы дети не могут получить в семье?

— К сожалению, в семье главным методом воспитания считаются запреты. Все воспитание в семье построено по принципу: так делать нельзя. Первокласснику — не смей подходить к электрической плите. Пятикласснику — не смей выкручивать из патрона лампочку, дождись взрослых. Девятикласснику — не смей носиться на скейтборде. Но запрет, ничем не мотивированный, в ответ порождает бунт, даже если этот бунт не сразу выплескивается наружу. Поэтому за родительским запретом «не делай то, не делай это» обязательно должно следовать объяснение, почему так делать нельзя. Нужно предлагать детям положительное решение проблем, (сделай так, веди себя так…), при этом давая ребенку разные варианты его возможных действий. Тогда все другие варианты останутся в области того, что делать не рекомендуется.

Родители не должны бояться затратить время на беседу с ребенком. И вести эту беседу нужно правильно с педагогической точки зрения. А родителям не хватает на это ни времени, ни знаний.

— Чем вы помогаете учителю, который будет преподавать ОБЖ?

— Во-первых, мы предлагаем ему программу с поурочным планированием, где рассказываем, как расписать тему по конкретным урокам. Подробно говорится о приемах, которые следует применять для каждой обсуждаемой ситуации. Это могут быть: учебный диалог, рассказ учителя, встреча с врачом, встреча с психологом, с полицейским… Да-да, должна быть даже встреча с полицейским! Я не раз была свидетелем тому, с каким удовольствием пятиклассники встречаются с представителями ГИБДД. Если же появляется возможность организовать встречу с хорошим врачом — от желающих задавать вопросы просто не будет отбоя. Мы предлагаем учителю методические пособия по ОБЖ, преподаватель получает методический комментарий к каждому уроку и методические советы: какие вопросы задать детям, как организовать дифференцированное обучение, как разговорить неразговорчивых учащихся. Будет и множество других маленьких педагогических хитростей, которые позволяют сделать урок увлекательным. Кроме того, учитель найдет в методических пособиях дополнительный материал, который позволит ему самому пополнить свои знания.

— Учебники ОБЖ в электронной форме порадуют учителей интересными дополнениями?

— ЭФУ к нашим учебникам содержит наглядный иллюстративный материал, дополнительные сведения по разным разделам программы, тренажеры и итоговые контрольные работы. Записаны видеоматериалы, которые позволяют школьникам на уроке видеть, а не домысливать различные ситуации. Хотя домыслить ту или иную ситуацию, на мой взгляд, иногда не вредно! Мы предупреждаем учителя в методических пособиях, на каком этапе урока будет целесообразнее использовать электронную форму учебника. Кроме того, напоминаем, что ЭФУ не может заменить бумажный учебник. Учащиеся должны усваивать материал, читая и анализируя содержание полиграфического издания. В соответствии с требованиями СанПиНа время работы с электронными учебниками не должно занимать больше 30 минут в день.

 

Светлана Кириллова

 

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТА

Сергей Константинович Миронов, заведующий редакцией физической культуры и ОБЖ объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА», полковник в отставке:

 


«Линия учебников по основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов создана под руководством члена-корреспондента Российской академии обра

зования, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Виноградовой Натальи Федоровны. Учебники разработаны сра

внительно недавно в 2012-2014 гг., поэтому в них максимально учтены положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В целях обеспечения требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о вариативности содержания образовательных программ Объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» выпускает и другие учебно-методические комплекты по ОБЖ. Хорошо зарекомендовали себя учебники для основной и старшей школы под редакцией Героя Российской Федерации, заслуженного спасателя России Ю. Л. Воробьева. Они успешно работают в наших школах уже более 20 лет.

Высокую оценку учителей, школьников и родителей получили также издаваемые с 1999 г. учебники, подготовленные коллективом авторов под руководством кандидата педагогических наук, профессора В. Н. Латчука. В учебниках с 5 по 11 класс удачно сочетается теория предмета с обучением практическим навыкам поведения в опасных экстремальных и чрезвычайных ситуациях».

«По требованию российского законодательства, комментарии проходят модерацию. Мы удаляем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.Также в комментариях мы не публикуем чужие авторские тексты»

актуально

Событие

Арбузные корки для Якубовича

Музей программы «Поле чудес» пополнится подарками из арбузной столицы Оренбуржья. Сольилечанка Лилия Леонова на протяжении 15 лет посылала Леониду Якубовичу кроссворды - и наконец стала участницей любимой передачи.

Культура

В кинопрокат выходит фильм «Жили-были мы»

Весной этого года в кинопрокат выйдет детский полнометражный фильм «Жили-были мы», автором сценария которого выступил заслуженный деятель искусств Российской Федерации Александр Адабашьян.

Конкурс

Полюбился дятлу... Дом культуры

Новый конкурс под девизом «Рядом с нами – в Год экологии» продолжает прием работ с наблюдениями читателей «ЮУ» за окружающей средой и о личном их участии в природоохранных акциях.

Дежурный по области

Водитель, притормози!

Почему водители перестали делать остановки по требованию? Могут ли соцработники отказать в выплате ЕДК? Как соседям рассчитываться за отопление в подъезде и подвале?

Паводок

Газету доставят… голуби!

В качестве эксперимента в подтопляемые сельсоветы планируют завезти почтовых голубей. Умная птица домчит письмо, привязанное к лапкам, от Покровки до Соль-Илецка (или наоборот) за 20 минут.

Образование

Храмы знаний продали на кирпичи

Ни себе, ни детям: как в Абдулинском округе приватизировали госимущество

Культура

Зимы не будет

В Библиотеке им. Н.К. Крупской в рамках проекта «АртХаус Клуб» состоится просмотр фильма российского режиссера Ильи Демичева.