Ямщик, не гони самолет…
21 мая заканчивается Всероссийская декада подписки, когда доставку газет и журналов можно оформить по льготной цене. Обычно в этой важной акции участвовали и редакции газет, которые привлекали своих читателей выгодными условиями. Но сегодня «Почта России» уведомила нас о том, что оформлять льготную подписку для организаций, того же совета ветеранов, мы не имеем права. Если надо – пусть идут на почту.
Валентина СОКОЛОВА
Подписка на газеты и журналы становится для россиян в целом и жителей нашей области в частности все более дорогим удовольствием. Причем две трети цены издания составляют расходы «Почты России» на доставку. Напомню, что в 2014 году это госпредприятие не получило бюджетную субсидию в размере 3 миллиардов рублей, переложив груз финансовой ответственности за доставку изданий на печатные СМИ и их читателей. Больнее всего повышение подписных цен (сразу на 40 процентов!) ударило по малообеспеченным подписчикам, жителям села. К сожалению, кому-то пришлось отказаться от чтения прессы, считая, что в условиях кризиса это уже не по карману. С тех пор руководители СМИ неоднократно обращались к российским властям с просьбой поддержать прессу и сохранить субсидии «Почте России». Но уж слишком много вопросов к этой организации.
Вот, например, какой парадокс: цена доставки газет с каждым годом растет, а качество этой услуги неуклонно падает. Ни одно наше дежурство по области не обходится без жалоб подписчиков «ЮУ» на то, что любимая газета приходит к ним с большим опозданием.
- Как же так, я ведь в Оренбурге живу, а «толстушку» за среду мне приносят только в воскресенье? - возмущается наша читательница Ольга Горчакова. – «ЮУ» выписываю уже 40 лет, раньше он выходил четыре раза в неделю. При старом способе печати, когда еще никаких компьютеров не было, газета лежала в моем почтовом ящике уже в семь утра!
Эта неприятная ситуация с доставкой – постоянная головная боль нашей редакции. Но, к сожалению, решение проблемы от издателя не зависит. А у «Почты России» то пересменка, то выходной, и вообще зарплаты у почтальонов низкие – какой с них спрос? В итоге мы везем свою газету на сортировочный пункт «Почты России» ранним утром во вторник. Но лишь немногим счастливчикам из областного центра удается получить ее в среду. А в сельской местности и пятница считается нормальным днем доставки.
Так и представляется мне почтовая карета и запряженные в нее видавшие виды клячи. Старый ямщик не спеша грузит пачки газет и отправляется в путь. Это до какого же района области нужно ехать четыре, а то и пять дней? Но даже на самой дряхлой лошаденке по городу Оренбургу почту можно развезти в тот же вторник! Другое дело, если нет у «Почты России» ни ямщиков, ни гужевого транспорта. Да и не нуждается она в нем – самолеты покупает! Не так давно силовики заинтересовались двумя совсем не новыми Ту-204, приобретенными
«Почтой России» за 3,4 миллиарда рублей. Как выяснили представители антикоррупционного ведомства, закупки проходили без конкурса и по завышенной цене. А чуть раньше, в ноябре 2016-го, внимание Следственного комитета и Прокуратуры РФ привлекла годовая премия в 95 миллионов рублей, которую фактически сам себе выписал гендиректор «Почты России» Дмитрий Страшнов. И представьте, сумел-таки обосновать, что имел на это право. Да и что в том особенного? В 2015 году госпредприятие направило на поощрение своих топ-менеджеров 600 миллионов рублей. Некоторые депутаты Государственной Думы и аудиторы Счетной палаты заинтересовались, насколько эффективность работы ФГУП сочетается с подобными вознаграждениями. Почему при снижении инвестиций в инфраструктуру на треть они решили эти деньги потратить на бонусы, а не на модернизацию почтовых отделений? И пришли к выводу, что государственное почтовое предприятие живет на «высасывании» денег из казны. Якобы бюджетные субсидии превышают заработанное самой «Почтой России» более чем в четыре раза.
И правда, все эти почтовые отделения, где торгуют дешевыми стиральными порошками, туалетной бумагой и ситцевым бельишком (все по цене выше рыночной!), где не хватает работников, кажутся каменным веком на фоне того размаха, с каким тратит деньги «Почта России». И не исключено, что с высоты своего полета Дмитрий Страшнов в упор не видит какие-то газеты и журналы, потому как у «Почты России» сейчас совсем другие приоритеты. В стране, где банков развелось, как грибов после дождя, он открывает еще один. Только на «раскрутку» «Почта Банк» предприятие тратит более 1 миллиарда рублей в год! А теперь госкорпорация предлагает поскорее провести приватизацию «Почты России», при этом сохранив и даже увеличив государственные дотации!