Теле-съели / Правда или самооправдание

Правда или самооправдание

Размышления о фильмах «Троцкий» и «Демон революции»

Владимир НИКИТИН

Рекламу этих фильмов закрутили на телеэкранах еще задолго до дней показа 6 – 9 ноября, при этом броские картинки сопровождались обещанием не отступать от правды. Очень на это хотелось надеяться. Ну сколько можно поносить народ, совершивший Революцию, признанную во всем мире величайшим событием XX века, сколько можно поливать грязью вождей, о которых с почтением отзывались многие видные деятели, в числе которых великий французский писатель Ромен Роллан, английский премьер Уинстон Черчилль и наш патриарх Алексий I! Да, были большие издержки великого переворота, тяжелые жертвы и перегибы. О них тоже нельзя молчать. Надо анализировать, что из жертв было оправданным и почему, а что нет. Думалось, что это и хотят начать авторы фильмов «Демон революции» и «Троцкий». Тем более что и Путин призвал к примирению красных и белых.

В темных углах детали теряются

Но когда я увидел, что один из сериалов представляет вдохновитель пошлой телеразвлекаловки Константин Эрнст, а в исполнителях одной из ролей – Сергей Гармаш, взяло сомнение. Да разве будет стремиться к объективному анализу телемагнат с доходами в сотни миллионов рублей или актер, которому съемка лишь в одном клипе, посвященном рекламе банка, принесла 15 миллионов рубликов! При советской власти они, разумеется, не получали и сотой части этих доходов, жили на зарплаты и гонорары из средств с продаж телевизоров, отчисляемых заводами. Теперь же в их распоряжении деньги от безудержной рекламы на ТВ, техническая база которого создана всем народом и присвоена кучкой телебояр.

Впрочем, правда в обоих фильмах была. Правда бытовой детали, уводящая героев в суету обыденной жизни. Например, Троцкому было действительно не до своих детей. Первую жену он вообще бросил в Сибири с малолетками, не оказав им никакой помощи, хотя имел такую возможность. Его личная хроника подтверждает и любовь к бронепоезду, который рассекал просторы России, и страсть к жестоким мерам против отступающих красноармейцев (однажды он расстрелял каждого десятого из бежавших с поля боя). Но вот дело доходит до решающих моментов революции. И тут Троцкий предстает едва ли не пустозвоном, произносящим довольно шаблонные фразы, в общем-то не способные зажечь массы. Между тем он был признанным оратором, умеющим мобилизовать народ. Я вспоминаю, как восхищался им мой односельчанин Шкода, которому пришлось участвовать в Гражданской войне и довелось слушать Троцкого. Он взахлеб говорил о нем перед нами, мальчишками, не боясь тогдашних запретов на это имя.

В фильмах Лев Давидович – самоуверенный одиночка, который самочинно, без товарищей по партии решает судьбы революции. Само ее начало он вроде произвольно переносит с 27 октября, как наметил Ленин, на 25-е. И никаких тебе объяснений. Между тем известны документы, неопровержимо свидетельствующие, что восстание началось именно по ленинскому плану, и еще не забыты слова вождя: сегодня еще рано, завтра будет поздно. В сериале же Троцкий дурашливо заглядывает в темные углы кабинета и иронически вопрошает тех, кто говорит о руководящей роли Ленина: где он, где он, куда спрятался от революции?

Постельные сцены важнее разрухи

На самом деле Троцкий точно знал, почему накануне переворота Ленина не оказалось в столице. Он приехал из Германии и был объявлен немецким агентом. Керенский издал приказ о его немедленном аресте. Поэтому-то он скрывался в Разливе. А Троцкий прибыл из дружественной Антанте Америки. Поэтому мог действовать легально и действительно сыграл важную роль в революции. Он никак не мог принижать участие вождя, в руках которого были все нити восстания. Поэтому шаржированная сцена, в которой Лев Давидович с демонстративным сарказмом говорит о миссии Ленина, выглядит лишь примитивным художественным приемом, призванным внешне соблюсти правду факта, но по сути извратившим ее до неузнаваемости.

Можно с уверенностью сказать, что авторы фильмов сознательно так использовали правду деталей, чтобы затемнить и исказить правду историческую. Вожди предстают как злобные, вечно грызущиеся между собой вожаки, которые бьются за личную власть (Ленин даже грозит Троцкому скинуть его с крыши). По сути дела, уходят из поля зрения грандиозные бедствия страны, которые сделали восстание неизбежным: разруха, голод, миллионы загубленных жизней, бессмысленность войны, нерешенность земельного вопроса. Вроде все это тогда даже не обсуждалось. На первое место постоянно выходят постельные сцены, шуршание нижних юбок да песни женщин про атамана разбойников в присутствии Ленина – намек авторов очевиден. На фоне жестокости революционеров демонстративно показана мягкость, интеллигентность жандармов. Это их, оказывается, избивали до крови в застенках, хотя они ведь вот как пеклись о правах человека: стоило известному революционеру Красину пристыдить сатрапа, припугнуть адвокатом, как тот сразу сдался и отпустил задержанного, будущего автора ГОЭЛРО.

Германский след не найден

Оба фильма старались уверить зрителя, что революция совершена на немецкие деньги. Для этого одним из главных героев сделали Парвуса, роль которого исполняли два совершенно разнохарактерных артиста. Именно его сценаристы пытались превратить в демона революции, обеспечившего сделку с немецким генштабом. Он действительно хотел быть посредником. Но быстро прославился как провокатор. Во время Первой мировой стал ярым немецким шовинистом, хотя был евреем (настоящая фамилия – Гельфанд). Шовинистической идеологией был пропитан его еженедельник «Колокол» (ничего из этого не показано в фильмах). Парвус сотрудничал с германской контрразведкой и нажил на военных поставках миллионное состояние. Это было хорошо известно Ленину, и он отрицательно относился к псевдореволюционеру. Современные историки, в частности автор недавней публикации в «Литературной газете» Георгий Цаголов, заявляют, что доказательств использования немецких денег для подготовки революции нет. Но мы и сами в состоянии рассудить на сей счет: как германская субсидия могла пересилить огромные средства российского правительства и буржуазии, выделяемые на пропаганду? Нет, народ и без пропаганды хорошо понимал свое бедственное состояние.

Хозяйчики предпочитают прибыль

Драмы и трагедии Великой революции определялись не мелкими устремлениями вождей, а именно тяжелейшим положением страны, оказавшейся на распутье. У меня нет сомнения в том, что Октябрьское восстание измученного народа стало тогда неизбежным. Другой вопрос, готовы ли мы были к переходу к социализму. Думаю, что – нет. 80 процентов населения было неграмотным, четыре пятых его жили в селе. Вопреки утверждениям нынешних пропагандистов, будто Россия была передовой промышленной державой, она отставала от Запада по всем основным показателям и ее технический уровень поддерживался иностранными технологиями и машинами. Вот почему Ленин принял решение о переходе к нэпу – нужно было подтянуть страну. О новой политике он сказал, что она «всерьез и надолго».

Вот эта коллизия, а не вздорные личные укусы и стычки между Троцким и Сталиным, как показано в сериалах, развели вождей по разные стороны баррикад. Первый считал, что победа социализма в России без помощи западного пролетариата невозможна. Это порождало неверие в будущее и вело к сдаче позиций революции. Сталин же провозгласил вслед за Лениным, что построение нового общества в отдельно взятой стране, богатой ресурсами, вполне реально. И это открыло перспективы для строительства пролетарско-крестьянского государства. В то же время породило новый раскол в обществе и противостояние сил. Владимир Ильич стратегически мыслил правильно: надо, надо было использовать частную инициативу, чтобы мобилизовать припрятанные капиталы и торговлю на реконструкцию. Но почему Сталин свернул с этой дороги? А потому, что он видел: нэп хотя и принес хорошие результаты, укрепил рубль, но не способен обеспечить форсированные темпы модернизации экономики. Между тем надвигающаяся Вторая мировая война требовала пробежать в десять лет расстояние, которое другие страны прошли за сто. У хозяйчиков же главный интерес – в прибыли, а чтобы «жила страна родная», особой заботы не было.

Вот какую правду хотелось бы увидеть и услышать в фильмах, посвященных урокам Октября. Но киноподельщики продолжают идти по проторенному пути оправдания своего благостного положения. Такие телеверсии не объединяют общество, к чему призывает президент, а еще более раскалывают его.

 

«По требованию российского законодательства, комментарии проходят модерацию. Мы удаляем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.Также в комментариях мы не публикуем чужие авторские тексты»

актуально

Проект

Южуралмаш реализует крупнейший проект в рамках модернизации металлургического завода на Кубе

МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ» (входит в состав управляющей компании «РэйлТрансХолдинг») заключил крупный контракт на поставку уникального комплекса оборудования с кубинской промышленной группой GESIME.

Здоровье

Он видит жизнь на слух

«Что ни говори, а незрячие зачастую воспринимаются нашим обществом как люди второго сорта, которые на ступеньку ниже остальных»

Праздник

В армию как на рыбалку

Осенняя призывная кампания в самом разгаре. Каждый день на областной сборный пункт приезжают новобранцы со всего региона.

Прямая линия

Стоп, инсульт!

23 ноября с 15 до 17 часов на вопросы оренбуржцев ответят главный внештатный невролог минздрава области Сергей Борисович Вельмейкин и главный внештатный реабилитолог этого ведомства Сергей Николаевич Михайлов.

Память

Именем полковника назовут катер

Главнокомандующему Военно-морским флотом РФ предложили присвоить катеру, поступившему на вооружение отряда спецназа по борьбе с подводными диверсионными силами, имя нашего земляка - уроженца города Кувандыка Валерия Федянина.