АРХИВ НОМЕРОВ
     
пнвтсрчтптсбвс
      1 2 3 4
5 6 7 89 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Оружие возмездия

24.03.2010

Сколь ни хорош в бою солдат, сколь ни силен в тактике и стратегии сражений маршал, а победу на ратном поле без надежной военной техники и современного оружия им не снискать. Потому-то в одном славном строю с рядовыми и военачальниками Победы в Великой Отечественной стоят создатели и организаторы производства боевой техники, миллионы тех, кто жесткой военной мерой мерил свой труд на оборонных предприятиях.
Залп "катюши" - море огня

14 июля сорок первого года по скоплению немецких частей на железнодорожной станции Орша произвела залп батарея полевой реактивной артиллерии капитана Ивана Флерова. Памятен он стал тем, что именно этот день и положил начало боевому применению качественно нового вида артиллерийского вооружения Красной армии. И вскоре за Западном фронте "по секрету", что называется, из уст в уста передавалась молва о новой пушке, наводящей морем огня ужас на гитлеровцев. Говорили, что уцелевшие из них в панике бежали со станции. То впервые показала себя в деле реактивная система залпового огня. Пусковые установки БМ-13, для соблюдения секретности именуемые гвардейскими минометами, очень скоро окрестили на фронте "катюшами".
Надо сказать, реактивные снаряды - детище генерала Константина Константинова - довольно успешно применяла русская армия еще во время Крымской войны. Однако изобретение нарезных орудий и бездымного пороха надолго заглушили интерес к нему у военного ведомства. Вернулись к проблеме ракетного вооружения уже в советское время. И мечта царского генерала перед Второй мировой войной начала воплощаться в реальное дело.
Особенно энергично шло доведение до ума как реактивных снарядов, так и пусковых установок перед самой войной. Получила свое реальное воплощение ставшая вскоре знаменитой БМ-13. Но вот серийное ее производство явно задерживалось. Не оценили поначалу ее мощь ни маршал Г. Кулик, зам. наркома, ни Главное артиллерийское управление. И решение о запуске "катюши" в серию было принято лишь за несколько часов до нападения фашистов на СССР. Но тем не менее уже через полмесяца первые партии нового оружия войска получили и началось формирование гвардейских минометных частей. И всякий раз введение их в бой достигало не только высокого поражающего, но и психологического эффекта. Ведь дивизии "катюш" за восемь-десять секунд выпускали более 190 снарядов 132-миллиметрового калибра. Особенно усиливал панику во вражеских рядах ночной залп. Он, по воспоминаниям очевидцев, так ошеломлял гитлеровцев, что в течение двадцати - тридцати минут с их стороны не звучало ни одного выстрела.
Следует отметить, что высокий, скажем так, КПД реактивных установок прямо-таки подвигал конструкторов и производственников моментально откликаться на запросы, предложения и замечания военных. И вот уже появляются "катюши" не только на шасси автомобиля "ЗИС-6", но и усовершенствованные и установленные на шасси таких автомашин, как получаемые по ленд-лизу "студебеккер", "форд-марман", а также на танках типа Т-60 и даже на бронированных железнодорожных платформах.
Если говорить о нашем противнике - фашистской Германии, то он тоже использовал реактивные системы. Однако, с самого начала Второй мировой войны делая ставку на танки и авиацию, похоже, недооценил роль артиллерии, и прежде всего реактивной. Не сумел заполучить и секрет нашей "катюши", хотя и очень старался.
И здесь я хотел отметить вот какое соображение. По сути, с первого дня формирования частей гвардейских минометов личный состав в них отбирался с особой тщательностью. Офицеров, к примеру, несмотря на крайне сложное время первых месяцев войны, отбирала ни много ни мало комиссия Центрального Комитета партии. А все установки снабжались зарядами самоподрыва, и у ее экипажа было жесткое, неукоснительное правило - "катюша" ни при каких обстоятельствах не должна попасть к врагу. Та же батарея капитана Флерова после своего, ставшего легендарным, залпа по гитлеровцам на станции Орша умело действовала во многих боях на Смоленщине. Но в октябре 1941-го попала в немецкую засаду. Расстреляв весь боезапас, воины взорвали боевые машины и погибли в неравном бою.
Стоит, пожалуй, сказать и о том, что, начав войну буквально с несколькими установками БМ-13, наши войска с июля 1941-го по декабрь 1944-го получили более десяти тысяч боевых установок и более двенадцати миллионов снарядов всех типов и калибров.
Славу советскому артиллерийскому оружию составили, конечно же, не только "катюши". Разумеется, нет смысла говорить о большом типовом наборе пушек, гаубиц, зениток, минометов, которые были на вооружении в армии еще до начала Великой Отечественной или поступили в войска уже в ходе боевых действий.
Появление тяжелых немецких танков и самоходных артиллерийских установок с дальнобойными орудиями потребовало и от нашей армии иметь на вооружение более мощных противотанковых пушек. И они появились. Одну из них советские специалисты разработали на основе ствола 100-миллиметровой корабельной пушки. Она получила название БС-3. Дальность ее стрельбы превышала двадцать километров. С 1000 - 1500 метров бронебойным снарядом она поражала немецкий "тигр", за что тут же в войсках получила и прозвище соответствующее -"зверобой".
Нельзя не сказать и о созданной в 1942 году конструкторским бюро Василия Грабина 75-миллиметровой дивизионной противотанковой пушке ЗИС-3. Именно эта пушка стала первым артиллерийским орудием в мире, собиравшимся на конвейере. Ее подкалиберный снаряд пробивал с пятисот метров 92-миллиметровую броню. Отличала ее и высокая скорострельность - 25 выстрелов в минуту. Именно это боевое изделие наших конструкторов немецкие специалисты назвали "самой гениальной конструкцией в истории ствольной артиллерии".
Русская балерина
В ходе битвы за Киев часть подразделений 1-го Украинского фронта форсировала Днепр и захватила за рекой небольшой плацдарм. Командующий Николай Ватутин приказал танковому корпусу помочь пехотинцам не только утвердиться на захваченном пятачке, но и расширить его. Но встала проблема: преодолеть на пути к Днепру Десну. Строить через нее большой грузоподъемности мост - потерять семь - десять суток.
- Попробуйте, - попросил танкистов Николай Федорович, - преодолеть реку вброд.
Замеры показали, что глубина этого брода вдвое выше установленной для танков нормы. Но ведь надо. И вот танкисты задраивают люки боевых машин, затыкают все щели пропитанной солидолом паклей, удлиняют выхлопные трубы брезентовыми рукавами для выхлопных газов. Открытым остается башенный люк, через него командир должен будет указывать маршрут водителю, управляющему танком вслепую. И колонна пошла через Десну. Вода часто перехлестывала через командирский люк, пропускала ее и пакля. Но более семидесяти танков через несколько часов оказались на западном берегу реки - и броском на помощь пехоте.
Этот пример, приведенный в воспоминаниях члена Военного совета фронта Константина Крайнюкова, - свидетельство не только мастерства, самоотверженности экипажей, но и великолепного качества танка Т-34. По праву его называли русским шедевром. Созданный еще до войны коллективом талантливых конструкторов под руководством Михаила Кошкина этот средний танк стал лучшей боевой машиной Второй мировой войны. Немцы за высокую маневренность на поле боя окрестили его "русская балерина". Одновременно с ним на вооружение был принят и тяжелый танк КВ, разработанный на Кировском заводе под руководством Николая Духова и Жозефа Котина.
Что это была за машина? Сошлюсь на трофейный немецкий документ: "Русский танк КВ-1 сумел достичь единственной дороги в тылу нашей ударной группы и блокировал ее на несколько дней. Появившиеся первыми грузовики с припасами были немедленно сожжены танком. Обойти его нельзя - вокруг топкая местность. Попытка ликвидировать его огнем 50-миллиметровой танковой батареи с расстояния 500 метров привела к тяжким потерям в расчетах и орудиях. Танк не имел повреждений, несмотря на то что, как позже выяснилось, получил 14 прямых попаданий. От них остались только вмятины на броне. Когда подвезли 88-миллиметровое орудие на расстояние 700 метров, танк выждал, пока оно будет установлено на позицию, и уничтожил его.
Сначала группы русских снабжали танк снарядами и припасами по ночам, затем все подходы к нему были перекрыты, но танкисты не покинули свою позицию. Наконец он стал жертвой хитрости. 50 наших танков сымитировали атаку на него. И под их прикрытием удалось выдвинуть 88-миллиметровую пушку в тыл КВ. Из 12 прямых попаданий три прошили броню и уничтожили танк".
И встала авиация на боевое крыло
К началу войны советская авиация не могла на равных бороться за господство в небе. Даже наш наиболее успешный истребитель И-16 проигрывал немецкому "Мессершмиту-109" в скорости. И пожалуй, наиболее совершенными были самолеты авиации дальнего действия. Ее пилоты также отличались высокой выучкой. Примечательно, что именно экипажи сверхдальних бомбардировщиков уже в августе сорок первого нанесли несколько бомбовых ударов по Берлину.
Однако война, в первые же недели которой армия потеряла добрую половину самолетов, даже не успевших взлететь, заставила принимать неординарные меры. Были, без преувеличения, жестко подкручены гайки по отношению к авиационным конструкторам. Весь процесс разработки новых истребителей, бомбардировщиков был заметно уплотнен, нередко до трех-четырех месяцев. В результате к лету 1943-го на вооружение поступили новые, усовершенствованные Ла-5, Як-9, Пе-2, Ту-2. У каждого фронта появилась своя воздушная армия в 700 - 800 самолетов. А в целом к июлю 1943-го в армии уже было более десяти тысяч боевых самолетов. В 1944 году авиационная промышленность произвела уже 40 тысяч воздушных машин.
А это в свою очередь подняло и дух летного состава: уже не приходилось, как прежде, стоять в очереди на новый истребитель или бомбардировщик. И борьба за господство в воздухе приобрела особый вкус у наших летчиков. В один из дней взлетела на свободную охоту пятерка "яков", ведомая выпускником оренбургской "летки" Василием Ефремовым. Вскоре в небе появилась армада из тридцати вражеских бомбардировщиков и сопровождающих их истребителей. "Трое за мной, - скомандовал командир группы, - связываем боем "мессершмиты", двое беритесь за "юнкерсы". Решительность советских асов повергла немецких пилотов в смятение. Потеряв несколько самолетов, немецкая армада поспешила вернуться на свой аэродром. Что ж, не зря говорят: "Смелость города берет".
Что я хочу сказать всеми этими примерами? Да только одно. Давайте мы, далеко уже по времени отстоящие от Великой Победы, неравнодушным сердцем прочувствуем, как славно складывались воедино в ту жесточайшую, суровейшую годину боевая техника, сработанная ответственным талантом конструкторов, ученых и беззаветностью рабочих коллективов оборонных заводов и фабрик, с воинами на фронте. Как силой бойцовского духа крепло железо оружия и как оно укрепляло несгибаемость солдата и полководца на той неимоверно долгой войне.
Анатолий КРИВЕНКО.

Вернуться к полному списку

Оставить комментарий











banner
АНОНСЫ №: 239
Сельские безработные выходят из тени

Дешевле сидеть дома В конце 2009 года уровень...

Оружие возмездия

Сколь ни хорош в бою солдат, сколь ни силен...

Проверьте нас на детекторе лжи!

Два года заключения в исправительной колонии...

Орудие преступника - компьютер

Группа киберворов (в числе которых засветился...

Если спросят меня, где взяла…

Считается, что задача журналиста - объективно...

Кто погрел руки на котельных в Акбулакском районе?

От областного центра до Акбулакского района,...

Наш адрес: 460000, г. Оренбург, ГСП, пер. Свободина,4


Телефоны:

Приемная: 77-31-80

Отдел писем: 77-39-72

Отдел Рекламы: 55-14-23

Отдел Рекламы (факс): 77-73-28

Отдел объявлений: 77-42-08


E-mail: s_ural@esoo.ru