АРХИВ НОМЕРОВ
     
пнвтсрчтптсбвс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
1314 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    


Последние комментарии

Народный фронт В.Путина восстановит Уфимскую губернию Ура! Казань колыбель ТАТРСКОЙ...
Набилушка Прости его И нас всех -прости...
Народный фронт В.Путина восстановит Уфимскую губернию Ура! Казань колыбель ТАТРСКОЙ...
У него есть тема сильная Арабика называется в Эмиратах был так под нее все тащатся там ...
классный концерт был мастер эзотерик дидюля в транс завел зал музыка как солнце))))))))...

Не бывает пророк без чести…

23.10.2013

Три месяца назад ушел из жизни выдающийся оренбургский скульптор, график и живописец Набил Абдулович Ишмухаметов. Профессиональный и самобытный художник, не раз желавший украсить наш город своими скульптурными проектами, достойными таких мастеров ваяния, как Эрнст Неизвестный, Генри Мур либо Вадим Сидур, так и не получил заслуженного признания и поддержки. Набил Абдулович прожил в Оренбурге чуть более десяти лет, с 1995 по 2005 год. А потом почти на восемь лет покинул город. Скитаясь, обошел 13 деревень, но нигде так и не смог найти себе приют и простое человеческое понимание. Наконец, когда друзья его нашли, он был серьезно болен и почти ослеп. 

Мне не забыть день нашего знакомства. 

…Солнечный летний вечер 1998-го. Во внутреннем дворе здания Оренбургского отделения Союза художников лежат доски, камни, шифер и другие стройматериалы. Греясь на солнце, вытянулись и замерли на земле три светлые короткошерстные дворовые собаки. Справа от выхода во двор – мастерская, сквозь окна которой виднелись больших размеров рисунки, холсты, причудливой формы скульптуры и мольберт. Заинтересовавшись, я заглянул в глубину дверного проема, из которого сразу же вышел широкоплечий седобородый мужчина в потертом сизом берете, заломленном набок. Одет он был в холщовую рубаху, подтянутую ремнем, и в выцветшие пепельного цвета шаровары. Из-под густых серебристых бровей меня встретил внимательный и спокойно вопрошавший взгляд: «С чем пожаловал и чем обязан?»

…Просторная мастерская с высоким потолком была наполовину заполнена холстами, большими папками, кипами картона и бумаг, деревянными скульптурами и необработанными древесными материалами природной формы. 

- Присаживайся, - он показал на невысокий деревянный топчан явно ручной работы. И протянул  картонную папку: 

- Посмотри для начала вот это…

Я бережно листал рисунки, выполненные различными графическими средствами. Там были этюды, сделанные простым карандашом, цветными мелками, пастелью, сангиной, каким-то одним цветным карандашом либо многими цветами. Его рисунки были живописными по самой своей сути – в них ощущался воздух и цвет. Линии, штрихи и пятна непрерывно перетекали друг в друга, вспыхивая и переливаясь тональными и фактурными отношениями, глубоко проникая в характер и состояние отражаемого. Это была серия портретов. 

- Набил Абдулович, а как это Вам удается так много заниматься портретами с натуры?

- Я просто выхожу в парк, сажусь где-нибудь в тени и что-то себе рисую, а люди сами подходят, смотрят, интересуются. И почти всем спрашивают, делаю ли я портреты. Говорю: да, и, если желаете, могу и вас нарисовать. Конечно, если этот человек не вызывает во мне негативных чувств, а особенно если чем-то меня заинтересовал. 

Помню, две школьницы подошли посмотреть, что дедушка рисует. Я нарисовал одну карандашом, другую пастелью. (На снимке.) Такой портрет я подарить, конечно, не могу – сделал ей копию. Раньше я дарил много, но люди в большинстве это не очень ценят. Поэтому незнакомым предлагаю купить, а если нет – оставляю рисунок себе. 

Знаешь, я ведь еще скульптуры делаю. Вот, к примеру, «Спутник», - сказал он, доставая откуда-то из угла длинную многогранную скульптуру из дерева в виде импровизированного посоха. – «Спутник» означает находящийся с путником, всюду его сопровождающий. Ведь каждый на самом деле странник на этой Земле, а путь – это жизнь с ее предназначением, испытаниями, смыслом и итогом. Есть же выражение: каждый несет свой крест. То же и со спутником. Этот – мой. Я с ним даже ходил по городу, по Советской, опираясь на него, а иногда положив на плечо. Держи, смотри – со скульптурой нужно общаться, трогая ее руками.

И я, вращая, рассматривал резное многоярусное чудо, наполненное множеством рельефных статуэток людей, зверей, растительных и геометрических орнаментов, ажурно опоясывающих этот мощный четырех- а местами многогранный - нет, даже не посох, а какое-то явление на грани архаики и современности. Этот «Спутник» до сих пор стоит у меня перед глазами, но где он сейчас – одному Богу известно. 

- Набил Абдулович, а как быть тому, кто хочет перестать делать пустое, бессодержательное и начать творить настоящее? Как Вам кажется, может ли человек вернуться к тому Дару, который был ему послан свыше и который он однажды потерял?

- Я думаю, что может… Нужно только вспомнить… Запах молока родимой матери - мне нравится этот символ истинно твоего, того, что нельзя подделать. Вспомнить самое первое свое ощущение бытия, тепло и любовь мамы, спокойную справедливость отца, то чувство неба и земли, деревьев и трав, зверей и птиц, солнца и ветра, которые у тебя были когда-то… Все это никуда не делось, а только спряталось, как незаслуженно забытое и невостребованное. Нужно лишь очистить душу от того мусора, которым она захламлена. И самое главное - верить в себя во что бы то ни стало. Это первая и самая главная обязанность любой творческой личности.

- Вот еще один важный вопрос: можно ли вернуть подорванную веру в себя, в свои силы и возможности? Если да, то как? 

- Задам и я тебе важный вопрос: веришь ли ты в Бога?

- Да.

- Тогда мы сможем понять друг друга…. Видишь ли, Марат, вера в себя, в свое призвание и свою звезду основывается и укореняется верою в Создателя. А если в тебе есть вера в Него, в то, что Он создал все, в том числе и тебя, предначертав твою судьбу еще до твоего появления на свет и даровав тебе призвание и талант, то кто и что может помешать тебе или подорвать твою веру в себя? 

Ведь и меня иногда мучают сомнения. Приходят, например, такие мысли: «Набил, а правильно ли ты живешь, ту ли дорогу жизни ты выбрал? Посмотри, вот у всех твоих родных и знакомых нормальные семьи, а у тебя что? До седины дожил - ни кола, ни двора, ни семьи, ни дома. Одна мастерская, из которой тебя то и дело пытаются выжить. Ни денег, ни славы, ни даже элементарного уважения, не говоря уже о благодарности, за свое искусство ты не получил. Лишь нажил себе злейших врагов, зависть, злобу, в лучшем случае – равнодушие… Так не лучше ли, пока не поздно, зажить как все?» А как же мое дело, которое, кроме меня, сделать больше некому, отвечаю я этим мыслям, дело, ради которого я пришел в этот мир?

Сложно бывает не только вам, молодым, но и нам, людям старой советской закалки, если не прогибаемся и не идем на сделку с совестью… Взять, к примеру, меня – профессиональный художник, член Союза художников СССР с 1980 года, в Оренбурге живу и работаю с 1995-го. А за все эти годы только один мой проект был реализован: скульптурная доработка мемориального обелиска «Памяти павших в годы войны» - знаешь мемориал с Вечным огнем на проспекте Победы, рядом с кладбищем?

И художник рассказал о том, как не состоялся его памятник Мусе Джалилю и скульптурный проект «Врата Вечности».

- Вот картина, в которой отражено мое нынешнее состояние, – «Птица в огне», - сказал он, вытащив из ряда подрамников и поставив живописный холст. Посреди желтых и красных сполохов чернели знаки взмаха крыльев и крик раскрытого клюва.

- Конечно, другие бы внимательно прорисовали здесь крылья, хвост и перья, но я пытался минимумом внешних средств выразить суть, то, как я это вижу и чувствую. Понимаешь, рисовать и писать с натуры этюды, пейзажи, натюрморты, даже портреты может почти любой, кого этому учили, а вот то, каков ты как художник, становится ясно только тогда, когда остаешься один на один с листом бумаги или чистым холстом перед мольбертом.

А еще Набил показал мне графические композиции. Видимая и внутренняя реальности переплетались, некоторые рисунки являлись, по сути, эскизами к скульптурам. Многие из этих творений с большой долей условности можно отнести к сюрреализму, но какому-то новому. В фантастических аллегориях рисунков серий «Путешественники неба», «Состояние века», «Портрет биржи», «Невзлетевшие птицы» отражены титанические поиски красоты, гармонии и истины искусства, внутренние духовные борения мастера, а также многие пороки и несовершенства современного общества. 

Из светящегося дверного проема со двора в мастерскую вошла собака и легла, вытянувшись посреди комнаты. Недалеко от порога Набил, присев на невысокий древесный сруб, задумчиво курил, глядя куда-то вдаль сквозь темнеющий двор под золотистым закатным небом. 

- Это Ваша собака?

- Та и эти – все мои. Да еще вон тот кот, что спит свернувшись, – мой. Меня ругают некоторые за этих животных. Что поделать, если не могу я пройти мимо страждущей твари, – сердце у меня такое. Меня еще в детстве мама так учила, что каждое создание Божье хочет жить и достойно радости бытия. И неважно какое: комар, жучок или бабочка, лошадь или собака – все одинаково достойны. Мама моя уже ушла из жизни. Но я все равно с ней мысленно общаюсь. Портрет ее висит у меня над лежанкой. Я думаю, что мама – самый дорогой человек у каждого. Так, как она, тебя не примут и не поймут никакие жена, друг или подруга. Никто на свете. 

В глубоком потрясении я возвращался домой.

22 августа на его поминальной выставке в библиотеке имени Ямашева собрался очень узкий круг друзей. Но даже у них было скорее желание признать мастера лишь как художника узкоэтнической направленности, хотя личность Набила Ишмухаметова была планетарного масштаба. Он жил в мире религиозных и философских категорий добра и зла, истины и справедливости, времени и вечности и был проникнут состраданием и любовью ко всему сущему на Земле. Дело своей жизни – творчество – он понимал как служение Богу и людям. Таков был этот праведник, словно явившийся в нашу жизнь из ХIХ века. 

Марат АЛЕЕВ.

ирина садовниченко
05.01.2014

Набилушка Прости его И нас всех -прости


Оставить комментарий







ЛУЧШИЕ ЗА НЕДЕЛЮ
АНОНСЫ №: 97

Наш адрес: 460000, г. Оренбург, ГСП, пер. Свободина,4


Телефоны:

Приемная: 77-31-80

Отдел писем: 77-39-72

Отдел Рекламы и объявлений: 77-42-08

Отдел Рекламы (факс): 77-42-00


Еmail: ural@esoo.ru

0.9166 s – время на запросы к базе данных