АРХИВ НОМЕРОВ
     
пнвтсрчтптсбвс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 2122 23
24 25 26 27 28    


Последние комментарии

Здравствуйте. Вам нужна личную или бизнес-кредит без стресса и быстрого одобрения? Если это так, пожалуйста,...
а я вот первый раз наткнулась на ваш вторник с интересом прочла что и впредь буду делать. жаль номера...
Это финансовых услуг Объявление , Вы были отклонены вашим банком Или вы столкнулись финансовый кризис...
Это финансовых услуг Объявление , Вы были отклонены вашим банком Или вы столкнулись финансовый кризис...
Это финансовых услуг Объявление , Вы были отклонены вашим банком Или вы столкнулись финансовый кризис...

В чистенькие фуфайки зритель не поверил

29.01.2014

На телеканале «Россия-1» завершается показ нового сериала «Две зимы и три лета», стартовавшего еще в начале недели минувшей. Некоторые критики заранее предсказывали: мол, это будет очередная низкопробная поделка на потребу любителям пресных мелодрам. Но уже первые серии буквально взорвали социальные сети, весь русскоязычный интернет и прочие СМИ, наполнявшиеся день ото дня тысячами приветственных откликов. Самой распространенной сразу же выявилась такая оценка: новый сериал напоминает прославленный «Тени исчезают в полдень».

Замахнулись на классику

Столь широкий зрительский интерес привлекла история многодетной семьи Пряслиных из далекой архангельской деревушки Пекашино. Время повествования начинается с апреля 1942 года, когда Пряслины уже потеряли главу семейства в далеких отсюда боях Великой Отечественной. Но это только кажется, что смертельные бои далеки и неосязаемы. На самом деле здесь, в глубоком тылу, открыт второй фронт, не менее важный, призванный поддержать, накормить и одеть родную армию, сражающуюся на передовой. Как же трудна и тяжела эта основная задача, взваленная на плечи стариков, женщин и детей, оставшихся в тылу без привычной мужской опоры!

С первых кадров перед нами предстает суровый быт советской деревни военной поры, виды лесного края, его жители, разные по характеру и поступкам, динамичный сюжет, стремящийся раскрыть суть происходящего. И поначалу вроде бы завораживает сюжет, завораживает игра Сергея Маковецкого (исполнил роль уполномоченного райкома Ивана Лукашина), Александра Балуева (секретарь райкома Евдоким Подрезов), Наталии Вдовиной (председатель колхоза «Новый путь» Анфиса Минина).

Опасения скептиков были обоснованными, учитывая личности творцов сериала. Ведь кто такой, например, Сергей Сендык, продюсировавший съемки картины? Не более чем организатор целого ряда низкопробных сериалов, коих он напродюсировал с начала девяностых годов прошлого века десятки.

Еще в 1990-м С. Сендык выступил впервые в своей нынешней роли, сняв киноленту «Сестрички Либерти». История о двух пэтэушницах, пускающихся во все тяжкие, теперь мало кому помнится. А были там среди героев и гомосексуалисты, и проститутки, и бандиты, и много всяческого отребья. И получился фильм если не возвеличивающий, то уж явно, на мой взгляд, смакующий жизненные перипетии таковых.

Это криминально-сексуальное смакование прилепилось к, с позволения сказать, творческому видению С. Сендыка надолго. Может, потому стал он одним из пионеров постсоветского кинематографа, поименованного «современным российским», быстро пустившегося также во все тяжкие. Словно блины пек Сендык фильм за фильмом: «Женщина для всех», «Шальная баба», «Висяки», «Вы заказывали убийство», «Столица греха», «Хроники измены»… Но тут пришло время прикоснуться, образно говоря, к классике.

Режиссер и сценарист Теймураз Эсадзе начинал иначе. После получения диплома драматурга школы-студии МХАТа он снял довольно приличную киносказку «Лесная царевна», снискавшую сразу три Гран-при на различных детских фестивалях.

Подающего надежды режиссера заметили. И пошли… одна за другой пресные мелодрамы вроде «Только любовь», «Моя вторая половинка», «Время для двоих» и тому подобные в стиле вышеупомянутого «современного российского»… Пока и для него не настал черед классики.

«Две зимы и три лета» - это название одного из четырех романов из эпического цикла прекрасного советского писателя Федора Абрамова, забытого напрочь (как, впрочем, и многих других) современным кинематографом. За него автор сорок лет назад был удостоен Государственной премии СССР. Правда, свою тетралогию, в кою входили еще романы «Братья и сестры», «Пути-перепутья» и «Дом» (появился уже в 1978-м), писатель в итоге озаглавил «Пряслины» - по фамилии главных героев повествования. Авторы сериала выбрали другое название, но не суть важно.

Правда жизни

Трудно сказать, почему именно на романы Ф. Абрамова пал выбор. Ну а почему нет, учитывая, что они давно считаются классикой русской литературы. И здесь, хочется верить, телеканал «Россия-1» мало-помалу нащупывает пути выхода из кризиса «современного российского» кинематографа, давно заваленного криминалом, пошлостью и низменными страстями без повода: вот ведь и Абрамова экранизировать взялись после ряда попыток переложения Достоевского, Бабеля, Мельникова-Печерского, Булгакова.

Воплощать идеи авторов сериала доверили солидному коллективу актеров как снискавших зрительские лавры, так и подающих надежды. Сергей Маковецкий, Александр Балуев, Александр Михайлов, Наталия Вдовина, Полина Кутепова, Кирилл Гребенщиков, Антон Хабаров… На первых порах их игра заставила прильнуть к экранам миллионы людей. И это дорогого стоит!

Так называемый вечерний прайм-тайм, конечно, обеспечивал телеканалу до десяти миллионов (по предварительному рейтингу) зрителей. Но уже после первого вечернего показа (ежевечерне прокатывали по три тридцати-сорокаминутных серии) фильм вышел далеко за пределы эфира «России-1». Что не трудно было увидеть на десятках сайтах в интернете, во всех социальных сетях.

И разве не по правде жизни соскучился российский зритель! Уж ее-то, правды, в сериале хватает. Повествование идет не только о годах Великой Отечественной войны, но и о послевоенной разрухе, становлении и развитии советского народного хозяйства на примере отдельной северной деревушки и отдельного семейства. Охвачено время вплоть до 1972 года, затронувшее несколько поколений на фоне истории страны. И, конечно, все это Федор Абрамов брал из собственной жизни, из жизни своей семьи и своей родной деревни Воркла Архангельской губернии, где и родился в 1920 году.

Удивительны судьба и творчество самого Федора Абрамова. Один из лучших представителей так называемой деревенской прозы был младшим в многодетной семье, рано лишившейся отца. В первый же день войны Федор ушел добровольцем на фронт, стал пулеметчиком-пехотинцем. И в первых же боях был дважды ранен. Его, с перебитыми ногами, случайно обнаружила похоронная команда, доставила в санбат. Оттуда попал в госпиталь блокадного Ленинграда. Умирающего бойца успели эвакуировать по льду Ладожского озера в апреле 1942-го на одной из последних машин.

Затем были непростое излечение и служба в Смерше, а после войны – филфак Ленинградского госуниверситета, аспирантура и преподавательская деятельность в этом же вузе. Свой первый роман «Братья и сестры» Ф. Абрамов написал в 1956 году, но опубликовали произведение лишь через два года в журнале «Нева». А всю тетралогию «Пряслины» писал он на протяжении двадцати пяти лет.

Критики-современники часто упрекали писателя в «излишнем сгущении мрачных красок» по поводу советской деревни. А он говорил о лакировке действительности в советской литературе. И по тем временам это было откровенным вызовом. Неоднократно «дело Абрамова» рассматривалось на заседаниях высоких парторганов. И всякий раз писатель под угрозой отстранения от публичной литературы вынужден был прилюдно каяться. Но всякий раз снова бросался на поиски правды.

И в этой связи, как мне представляется, С. Сендык и Т. Эсадзе не поняли главного: взятая ими тетралогия – это не просто описание конкретной исторической эпохи страны, а куда более глобальная тема поисков правды-истины человеческого бытия, поисков ответов на многие вечные, так сказать, вопросы: о совести, о смысле жизни, об отречении от личного во имя общего.

Может, потому к исходу первой недели показа сериала количество положительных откликов резко пошло на убыль, зато откликов отрицательных посыпалось в огромном изобилии. Продолжающееся на телеэкранах действо вдруг потеряло  колорит, как ни старались актеры, стало рассыпаться на отдельные сценки, не связанные меж собой.

Сценарист и режиссер Эсадзе мог бы и дневники писателя почитать. Не нашел времени? Сей момент не ускользнул от внимания многих зрителей, оставивших замечания вроде «фильм смотрится сделанным абы как, на скорую руку».

А вот что писал Абрамов в своих дневниках тех лет: «Можно ли полнокровно жить, когда кругом беды? Нельзя жить полнокровно сейчас. А когда же жить человеку? Как сложно найти правду-истину в этом мире…» И он сталкивал противоположные характеры, натуры и взгляды, пытаясь на протяжении долгих лет найти ответы.

Но до того не дошли создатели телесериала.

Читать подано!

Масса нестыковок обнаруживается во время просмотра «Двух зим и трех лет». Сразу привлекают внимание отутюженные рубахи и брюки, завсегда чистенькие фуфайки погруженных в трудовые будни деревенских жителей. Собранные, видимо, наспех деревенские избы предстают совсем необжитыми. И камера оператора выхватывает их всякий раз наскоро, украдкой словно. А вот сеней, кажется, избяных ни разу не показали. Да и комнаты жилищ, как подмечают многие, выглядят одинаково, словно одну-две отделали перед съемками, и эти одну-две всякий раз снимали.

Не знаю, насколько точно передан непривычный «северный говор» архангельского села, коим очень увлеклись и создатели, и актеры, но авторы откликов из числа архангельцев замечают: не было такого говора в тех местах никогда! Я посмотрел специально у Ф. Абрамова. В его эпическом цикле многочисленные фразеологические обороты, употребляемые героями, и впрямь присутствуют. А вот специфического говорка, как в сериале, нет.

Согласен и с потерянной динамикой сюжета. На экране вскоре стали больше рассказывать о чем-то происходящем, но происходящее оставалось вне кадра. У Абрамова иначе. Там такая динамика сюжета, так выписаны летящие друг за другом сцены, что просто песня дивная выходит!

После пятой серии (всего их 26) начинают разочаровывать и актеры. Более того, смена поколений происходит очень заметно, если не сатирично. Простоволосого Мишу Пряслина, самого главного героя (играл поначалу Глеб Пускепалис), к двадцати годам (по сценарию) резко меняет аж тридцатидвухлетний, как выяснилось, актер Антон Хабаров с чрезмерно кучерявой шевелюрой. Почему так, непонятно. А младшую сестренку Михаила поменяли трижды за каких-то пять лет, объятых сериалом. Но самое поразительное: мальчишки-двойняшки Пряслины долгое время вроде как и не росли совсем. Самый младший братик в «первые годы» был им по пояс, потом благополучно сровнялся, а затем «вырос» на голову выше и шире сделался вдвое…

Подобных несуразностей можно перечислить множество. Но, думаю, не в них утонул многообещающий поначалу телефильм. Просто не по зубам еще охватить классиков, подобных Ф. Абрамову, нынешним создателям сериалов, поднаторевших на историях иного рода.

Но вряд ли стоит говорить о «Двух зимах и трех летах» как о фильме совсем уж никуда не гожем. Он произвел свой эффект на фоне современного кинематографа выбранной темой. И показал: российский зритель такие фильмы смотреть желает и даже жаждет.

Ко всему прочему, сериал уже породил интерес широкой аудитории к книгам Абрамова. Например, на сайте «Литературного мира» в графе прочтений его романов за последние месяцы значился полный ноль. А за последние только две недели количество просмотревших и скачавших «Пряслиных» превысило тысячу человек. И это один лишь сайт, подобных которому десятки!

Телеканалу же «Россия-1» хочется пожелать и дальше не сворачивать с выбранного пути, заказывать продюсерам и режиссерам больше фильмов, достойных своей аудитории. А там, глядишь, и первые ростки принесут плоды достойные. Ведь сколько еще материала неосвоенного и художественно не осмысленного, дарующего людям истинно человеческое, хранится в нашей литературе!

Владимир НАПОЛЬНОВ.

Архангелогородец
16.02.2014

Когда Л. Додин ставил "Братья и сестры" в питерском Малом драматическом театре, он вывез всех исполнителей на 2 месяца в Верколу и они там жили и набирались опыта жизни в пинежской деревне. Потом был спектакль! И какой спектакль! А этот фильм - так, сказочка, даже фэнтэзи.

Èíêîãíèòî
04.02.2014

Спасибо. Очень точная рецензия


Оставить комментарий







ЛУЧШИЕ ЗА НЕДЕЛЮ
АНОНСЫ №: 14
Сад не посещали, но питание не понравилось

Питанию в детских садах Южного округа областного...

«Лыжня России» пролегла через заповедные места

Самые нетерпеливые спортсмены, а это обычно...

Наш адрес: 460000, г. Оренбург, ГСП, пер. Свободина,4


Телефоны:

Приемная: 77-31-80

Отдел писем: 77-39-72

Отдел Рекламы и объявлений: 77-42-08

Отдел Рекламы (факс): 77-42-00


Еmail: ural@esoo.ru

0.7754 s – время на запросы к базе данных