АРХИВ НОМЕРОВ
     
пнвтсрчтптсбвс
      1 2 3 4
5 6 7 89 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Каждому, каждому в лучшее верится…

25.06.2009

Множество пассажиров, ревизоры, вводный инструктаж и планерка – в общем, все было по-настоящему, как на большой железной дороге. Мы сидели во втором голубом вагончике с удостоверениями корреспондентов, но без билетов. И когда к нам с серьезным видом подошел проверяющий их наличие подросток, мы решили его разыграть.


- Едем зайцами, - сообщила моя попутчица на просьбу предъявить билеты.


Глаза ревизора Саши Смелова округлились, он вздохнул, улыбнулся и махнул рукой. Конечно, на большой дороге такие штуки бы не прошли…

Как взрослые


Управляют этой узкоколейкой дети десяти лет и старше. Воспитанников около тысячи, и у каждого одна мечта - стать профессионалом. Основная цель детской железной дороги не только занять детей в период летних каникул, но и воспитать достойное поколение с выработанным чувством ответственности за порученное дело. Так, уже в ш

естом классе эти ребята четко знают не только устройство тепловоза, но и принципы работы дизеля, генератора, электродвигателя…
- Каждой осенью оренбургским школьникам наш инструкторский состав рассказывает о бесплатных техкружках, - говорит старший инструктор детской железной дороги (кстати, тоже бывший ее воспитанник!) Виктор Бояркин. - Программа обучения железнодорожному ремеслу рассчитана на четыре года, однако многие мальчишки и девчонки успешно преодолевают ее за три.


Ежегодно здесь с октября по май обучаются разным профессиям около пятисот юных железнодорожников. За это время они изучают основы профессий дежурного по перрону, вокзалу, переезду, проводников вагона, ревизоров–контролеров, осмотрщиков вагонов, монтеров пути, бригадира поезда, дежурного по станции, диктора радиоузла, радиомеханика, помощника машиниста, машиниста тепловоза и поездного диспетчера.
А летом дети пробуют себя в деле. В этом году на полигоне для практических занятий предстоит отработать 350 школьникам, работающим в две единые разновозрастные смены. Особо отличившиеся юные железнодорожники получат рекомендации в железнодорожные училища, техникумы и даже вузы.


В абсолютном большинстве случаев ДЖД перевозит лишь родителей с детишками, желающих совершить железнодорожную прогулку.  Однако "Орленок" является еще и пригородным транспортом.

Когда дорога используется не только для развлекательных поездок — это идет на пользу учебному процессу, юные железнодорожники ощущают себя занятыми серьезным делом. Кроме того, это может приблизить ее к самоокупаемости. Пассажиропоток в таком случае стабилен вне зависимости от погоды, даже в самый сильный дождь не приходится "возить воздух".


По следам


Детская железная дорога будет радовать маленьких оренбуржцев и их родителей четыре раза в неделю. В один день будет сделано пять поездок. Билеты для проезда по детским дорогам приобретаются за вполне "взрослые" деньги. Однако сборы от проданных билетов едва ли могут компенсировать даже расходы на топливо… Цена проездных билетов для детей в возрасте от 5 до 14 лет – десять рублей, взрослым – двадцать рублей, а для малышей до 5 лет проезд бесплатный.


Поезд начал тормозить.


- Объявляйте станцию! – крикнула из тамбура проводница Настя.


Кто-то из проводников, приняв стойку, сообщил о приближении к станции Комсомольская. Потом засмеялся и поправился: "Кировская".
Здесь локомотив разворачивается. Стрелочник Никита Зайцев останавливает тепловоз флажком, проворачивает накладки и переводит балансир. Приводы стрелок остались ручными из соображений электробезопасности, поскольку весь маршрут проходит в зоне затопления.
Все рейсы осуществляются под строгим присмотром опытных инструкторов. Виктор Боярин, к примеру, машинист тепловоза в локомотивном депо и уже восьмой сезон работает с детьми.


- Новичка никто не допустит к управлению локомотивом, - рассказывает его ученик Дима Меликов. - Чтобы стать машинистом, надо походить в стрелочниках, проводниках, помощниках.


Шестнадцатилетний Дмитрий практикуется уже четвертый год и сегодня повезет нас обратно.


Для девочек путь почти такой же, только последняя ступень "карьерной лестницы" ведет в диспетчерскую.


За все время существования детская железная дорога воспитала около пятидесяти тысяч ребят. Очень многие из них выбрали путь железнодорожника, продолжая семейные традиции. Так, восемь тысяч воспитанников продолжили работу под стук колес уже на "взрослом" железнодорожном полотне. Среди них и почетные железнодорожники – начальник локомотивного отдела Дмитрий Пулакис, старший инструктор детской железной дороги Виктор Бояркин и представители властных структур – председатель Законодательного собрания Оренбургской области Дмитрий Кулагин.

Старость не в радость


Детская дорога при правильной организации учебного процесса приносит большую практическую пользу. По статистике, около половины выпускников ДЖД приходят работать на "большие" магистрали. Нередко они становятся там лучшими специалистами. Но сиюминутного дохода ДЖД не приносят.


Детский паровозик "Орленок" едет не спеша, всего пятнадцать километров в час. Но за полвека он откатал почти двести тысяч километров и перевез в общей сложности три миллиона пассажиров!


И, конечно, это сказывается на состоянии рельсов, деталей тепловоза, здания вокзалов. Сейчас реализуется проект модернизации узкоколейки. Маршрут поезда "Орленок" продлен через дачные массивы к загородным детским лагерям. Таким образом, у жителей прибрежной полосы появилась возможность, минуя центр города, приехать на пляж или в детские лагеря.


Впрочем, обновление подвижного состава коснулось. Сейчас детский поезд "Орленок" представлен пятью вагонами и двумя тепловозами, изготовленными еще в середине двадцатого века. Перед открытием 56-го летнего сезона состав отремонтировали на средства Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги. Планируется пополнить парк новыми вагонами и тепловозом, проектируется здание вокзала. Ориентировочная стоимость проекта составляет около 100 миллионов рублей.


В последнее десятилетие некоторые детские железные дороги были закрыты и демонтированы. Произошло это не столько из-за экономических трудностей, а зачастую из-за элементарного невнимания со стороны "старшего брата" – управлений железных дорог и городских властей. Количество детских железных дорог в России сократилось с пятидесяти до двух десятков.


Весной 1999 года мэр Оренбурга Геннадий Донковцев подписал распоряжение "О разрешении Оренбургскому отделению ЮУЖД проектирования четырех вокзалов и вагонного депо детской железной дороги". На основании этого распоряжения после был заключен трехсторонний договор между администрацией Оренбургской области, администрацией города Оренбурга и Оренбургским отделением Южно-Уральской железной дороги. В соответствии с этим документом область должна была приобрести восемь вагонов и построить депо для подвижного состава. Город обязался спроектировать здания вокзалов для четырех станций и выделить деньги на постройку одного из них (на станции "Комсомольская"). Отделение дороги - произвести капитальный ремонт учебного корпуса ДЖД, пути, подвижного состава, средств связи и автоблокировки и построить оставшиеся три вокзала.


К сожалению, за прошедшие пять лет практически ничего из перечисленного выполнено не было. Более того, детская дорога вынуждена была даже закрыть одну из своих промежуточных станций – Пионерскую. Многие руководители, причастные к этому договору, успели сменить место работы, дело было спущено на тормозах. В итоге Оренбургская ДЖД, увы, так и осталась полуразоренной. Почему? Вопрос открытый. По нашему запросу его рассмотрят сотрудники Оренбургского отделения ЖД. А нам остается только надеяться, что взоры властей все-таки обратятся в сторону узкоколейки.

Алина ГИЛЯЗИТДИНОВА.
Фото Салтанат ЖАЛМАГАМБЕТОВОЙ.

banner
АНОНСЫ №: 239
Медицина в России: маркетинг вместо науки

* Доктор Спок давал смертельные советы *...

В основе конфликта - бюджетные средства

Напомним читателям, что в октябре текущего...

Пусть рассудит президент

В среду полыхнуло в Госдуме. Очередное заседание...

Эксперимент распробовали. Вкус понравился.

91 процент оренбургских школьников сегодня...

Таланты и наследники

* Почему не видно преемников "жизненного...

Как шашлычная всю страну взбудоражила

Конфликт, в который оказались неожиданно...

Наш адрес: 460000, г. Оренбург, ГСП, пер. Свободина,4


Телефоны:

Приемная: 77-31-80

Отдел писем: 77-39-72

Отдел Рекламы: 55-14-23

Отдел Рекламы (факс): 77-73-28

Отдел объявлений: 77-42-08